Кто же мы такие?

Небольшой рассказ о комбинированном пешеходно-водном походе V категории сложности.

15 июля – 16 августа 2007 года

Участники: Гнетов Павел, Рыбина Елена, Семенова Ольга, Кандауров Сергей, Хименко Виталий, Семенчуков Николай, Питовский Константин, Верин-Галицкий Дмитрий

Часть первая. Пешеходная. 240 км за 11 дней в районе хребта Восточный Саян. Пять перевалов, одна гора, куча бродов и много еще чего другого.

Иногда, надо сжимать зубы, зажмуривать глаза, чуть пригибаться к земле и идти и идти вперед…

Д. Верин-Галицкий

Совершенно бессовестно начинать рассказ про поход, совершенный нашей группой в июле–августе 2007-го года, с цитирования своих же слов. Но эта фраза действительно стала  ключевыми словами всего похода, своеобразным его эпиграфом.

Примерно день на третий нашей «пешки», я что-то подобное брякнул, глядя на измученного Сергея Кандаурова, когда ему было ох как тяжко. На что Сережа среагировал так:

Ключевое слово здесь «Иногда».

На что я после короткой паузы ответил:

Иногда…, раз в году… на месяц.

Бедный Сергей! Вот это его совершенно не обрадовало! В общем, как потом только не обмусоливали эти слова! (В прошлом году мне весь поход вспоминали: «Пятнадцать минут позора и мы внизу». Шли же мы тогда эти «пятнадцать минут» длиной триста метров по водопадному ключу десять часов.)

Примерно в те же дни, мы стали выяснять, кто же мы такие в данный момент. То,  что я садист – понятно, Паша Гнётов – мазохист, тоже понятно. Мы с Пашей это знаем, принимаем, и относимся к этому совершенно спокойно. Кто же тогда все остальные? Сошлись на том, что ещё пятеро – просто извращенцы.

Что же это был за поход? Опять, как и в предыдущие два года комбинация: «пешка»+«вода». Район «пешки» – Центральная часть хребта  Восточный Саян. Водная часть – река Урик. Базовый «штаб» – поселок Орлик.

Буквально со второго дня кроме слов «Иногда…», постоянно крутящимися у меня на языке словами были: «Там где возможно идти быстрее и не терять время, его не надо терять. В другом месте оно может ох как понадобиться». Так у нас и получалось. Можно идти быстро на прогонном участке – идем, иногда через кровь с потом. Нужно время на тщательную отработку участка – не торопимся. Сложность и, соответственно, некоторый риск изначально были в сжатых сроках при достаточно большом километраже. Что ж, «комбинация», а сроки всего похода не резиновые. Вот и получается, что если на обычную пешеходную «четверку» люди тратят дней 13–14, то нам надо уложится в 11, то же самое и на воде.

19 июля 2007 года

…Я впервые в жизни в походных условиях ставил переправу в брод «по-взрослому»  или «как учили в школе»! До этого как-то не получалось. То, что когда-то делалось на соревнованиях, мы ставили в реальных условиях. С выпуском первого с альпенштоком на командной страховке. Им был самый юный девятнадцатилетний Павел Гнётов, умничка, справился, всё сделал как надо, перешел, хотя было пару мест, что вот-вот и снесёт, и пристраховался на том берегу (рации же при этом добросовестно лежали где-то посредине моего рюкзака, поэтому общаться с противоположным берегом приходилось жестами, криками, свистками). С грудными обвязками и самостраховкой о перила каждого участника, с механизмом снятия перил после прохождения последнего участника. В общем, всё по правилам. Или почти по правилам. В нескольких местах этого сорокапятиметрового брода вода под резинку трусов заливалась. Ну и скорость её была весьма приличной. Перила конечно здорово помогали. Да и страховка от груди уверенности придавала.

22 июля 2007 года

Река Зун-Обо-Гол. Идем вдоль русла по левому берегу, он более пологий, на карте вдоль него отмечена тропа. Тропа действительно есть… В некоторых местах… Большей частью движемся через заросли стланика и заболоченные участки, периодически пересекая в брод притоки. Во время короткого отдыха среди лиственниц, мха и камней, только я сказал: «Ну что пошли», – Виталик протягивает мне плеер с наушниками: «Дима, на свою песенку любимую послушай». Пока я вместе с Альбертом Асадулиным мычу под нос «Дорогу без конца», народ тихо радуется, все знают, что продолжительность песни шесть минут.

…Где же наледь, которая отмечена на карте? По-видимому, карта рисовалась, когда наледь была, а сейчас лето жаркое, и она растаяла... Ни наледи, ни намеков на то, что летом в этом месте возможен лед, мы не нашли. Поверьте, искали очень старательно.

Путь к озеру Бага-Обо-Гол. Вышли из зоны леса. Вот здесь началась настоящая проверка нашего терпения: поля стланика, высотой до 1 м. Может, где тропа и есть, но только не под нашими ногами. Сколько здесь было произнесено слов. Самых разных. К озеру выбрались лишь к 21.00. А здесь другая проблема: дрова и опора под тент. Ну если дрова среди мокрого стланика еще можно поискать, то вот опора… А дождь собирается… Метрах в четырехстах на склоне стоит несколько лиственниц. К ним уходит Сергей Кандауров. Его поход за мачтами длился более часа. Но, в конце концов, тент мы поставили. Варить же на тех дровах, которые мы собрали, можно было едва ли, но хоть воду вскипятили и на аналогичную операцию на утро тоже дров оставили. Ужин – картофельное пюре, его варить не надо  (кстати, как и жевать!), на завтрак – мюсли, их тоже варить не надо. Мы хотя и выше зоны леса, но пока есть хоть какое то топливо, газ не переводим.

24 июля 2007 года

Рано утром начинается дождь, поэтому спим до половины восьмого, пока дождь не закончился. Пока собирались и завтракали, дождь возобновился. На небе просветов нет. Время совершенно не располагает устраивать отдых, поэтому под рюкзаки и в путь. Сегодня надо перевалить третий перевал нашего похода. Судя по карте, он должен быть самым сложным. Потому что находится в районе самых высоких гор.

Дождь, вокруг высокий мокрый стланик, холодно – все удовольствия сразу. Вдоль Тиссы до устья Тиссин-Зун-Эхин быстро идем левым берегом, в основном рыская в поисках проходов среди стланика. Когда находить проходы не получается, сваливаемся в русло Тиссы.

Долина Тиссин-Зун-Эхин (левый приток верховьев Тиссы) читается, но до самого ручья мы не дошли. Оценивая склон, понимаем, что ключ с ригеля падает водопадом. К водопаду не приближаемся и начинаем подъем на некотором удалении от него. Вот здесь мы окончательно вспомнили все известные слова русского языка: на тридцатиградусном склоне густой полутораметровый стланик, стелящийся вниз по склону. Кто ходил, тот поймет. Выход на ригель, на котором это безобразие закончилось, был просто праздником. Дождь идет по-прежнему. Делаем короткий перекус. До перевала еще далеко и обеда нормального, похоже, у нас не будет.

С ригеля путь по долине Тиссин-Зун-Эхин до непосредственно подъема на перевал – вполне приличный, правда долгий, и с болотом во многих местах под ногами, полями высокого мокрого стланика и каменными осыпями с левого склона долины, по которому мы и идем (на правом, в принципе, то же самое). Но ко всему  этому уже привыкли.

После того, как нашли проход и вышли на перевал (дождь при этом так и не закончился, и порывистый ветер слабее не стал), ахнули, когда увидели, куда нам спускаться. Я пошел смотреть влево от перевала в поисках спуска, Павел Гнетов –  вправо. Я нашел путь, где спуститься можно, но с использованием веревочных перил на многих участках. Паша оказался более везучим. Справа от перевала есть вполне приличный спуск к озеру. Куда мы и направились.

В этот день мы должны по плану спуститься к озеру Дэдэ-Хухэ-Нур, от которого на следующий день должны делать радиальное восхождение на пик Топографов. Эта скверная погода, которая, похоже, сегодняшним днем не закончится, на гору нас однозначно не пустит. Поэтому принимаем решение: встаем здесь. Дождливый холодный день на высоте выше двух тысяч метров уже изрядно вымотал. Прямо перед нами внизу красивое озеро, окруженное скалами, перед нами южная стена пика Топографов. Будем считать, что оставшаяся часть дня после шести вечера, будет полудневкой (мы же привыкли идти до девяти J).

Находим более-менее ровную полочку, ставим палатки, над маленькой палаткой натягиваем тент, удлиняя её, чтобы получить ветрозащитный тамбур, в котором будем готовить обед (он же ужин) на газе. Отдыхаем. Мы заслужили этот отдых.

25 июля 2007 года

…Не доходя примерно двух километров до устья Барун-Сала, понимая, что внизу вдоль озера Додо-Хухе-Нур придется идти по  буреломному лесу, уходим вправо, чтобы как можно дольше и дальше пройти по склону выше границы леса.

Какое-то время у нас это неплохо получается, но… В конечном итоге упираемся в крупнокаменную осыпь со склона. Камни разных размеров, но большей частью достаточно большие. На преодоление этого сброса, тратим достаточно времени, потом снова уходим в лес. Потом еще один такой сброс. В конечном итоге постепенно-постепенно спускаемся вниз в долину. Лиственничный лес, который растет каким-то образом из камней, заканчивается, а перед глазами каменное поле. Морена. Она занимает по ширине всю долину реки Хэлгин. На вскидку ширина морены около километра. Длина… Пока не ясно, но не меньше четырех километров.

Общее направление я всем указал, а иду и не вижу даже тех, кто от меня в десяти метрах. Остается думать над каждым шагом и уповать на то, чтобы никто не совершал резких движений, что очень непросто, с немалым рюкзаком и уставшими ногами, спиной, руками и пр. Опасность у каждого только своя. Склона нет, камни не посыпятся ни на кого, а вот сделать шаг и свалить кирпич килограммов в 250 или в полтонны и покалечиться – влет! Но когда среди морены увидели кирпичи в два (а может и три) Пашиных роста с поднятыми руками!!!…

Где же река Хелгин? Первое ощущение, что она течет под мореной. Хорошо бы если бы было так! Но в конечном итоге мы к реке выходим. Да… И как ЭТО переходить? А нам надо на противоположный берег. Перед нами неслабый порог. Я с Пашей уходим вверх по реке в поисках места для брода. Пробежали с километр (ну, сказал: «пробежали», – пропрыгали по моренным кирпичам) ничего и близкого для того, чтобы перейти на другую сторону не нашли. Везде очень сильное течение, валы, и очень глубоко. Здесь даже Паша не смог бы пройти, не говоря уже о всех нас низкорослых. Виталик Хименко и Сергей Кандауров, делали разведку вниз по течению. Тоже ничего утешительного. Вариант один: идти вниз по реке, это наше направление, где-нибудь морена закончится, река успокоится, станет шире и мельче и мы проход найдем.

Главное не принимать поспешных решений и всеми силами искать выход! Брод в конечном итоге мы нашли с самым глубоким местом не выше колена и вполне преодолимой скоростью течения. Вырубаем шесты из сухих лиственниц для альпенштоков и переходим на левый берег.

Пройдя еще метров четыреста вниз, находим место для лагеря и в 20:10 встаем на ночевку. Быстро ставим лагерь, быстро готовим ужин и начинается сильный ливень, ветер поднимается до ураганного, горы вокруг скрываются в дожде. Прижимаемся под тентом поближе друг к другу и к костру. Вокруг молнии. Около половины двенадцатого дождь стал постепенно утихать. Ложимся спать…

27 июля 2007 года

Около половины седьмого вечера начинаем спуск с перевала, на котором оставляли рюкзаки, совершая радиальное восхождение на гору Хара-Сарьдаг (3030 м). Нам по ключу надо спуститься в реку Ара-Шутхулай. По карте нам не более четырех с половиной километров. Вроде бы никаких сюрпризов быть не должно. Вначале да, их действительно нет, за исключением пары убегающих от нас оленей. Идем бодро вдоль ключа. Постепенно теряем высоту. Глядя на находящийся напротив нас склон сопок левого берега реки Ара-Шутхулай, в какой-то момент начинаем понимать, что мы еще достаточно высоко. Когда ключ стал уже весьма крутым, останавливаемся и я с Пашей Гнётовым ухожу на разведку. Пройдя метров триста по ключу, убеждаемся: сюда нельзя. Ключ падает в реку Ара-Шутхулай водопадом и обойти его, наверное, возможно с веревками, но рисковать не стоит, особенно с учетом надвигающейся ночи. Интуиция и кое-какие знания подсказывают, что проход вниз найти можно, просто надо его хорошо поискать и не предпринимать поспешных решений. Потихонечку и очень аккуратно, почти на цыпочках (потому что достаточно круто и много «живых» камней) выходим на правый склон, а по нему на мыс, где более-менее ровно (относительно воды не волнуемся, она есть везде, а дрова… у нас на такой случай есть газ), чтобы встать там на ночевку. Несколько долго готовится ужин. На костре, конечно, все это делается быстрее. Руки и ноги едва шевелятся, зато эмоции дня переполняют всех. Мы были на одной из самых высоких вершин Восточного Саяна!

Часть вторая. Водная. Река Урик

Вода… Это иная стихия и многое здесь совершенно по другому. И Поход меняет свое лицо, и он становится другим.

2 августа 2007 года

Общий подъем в 8:30. Посмотрели на воду… Она упала на 20 см… Да… Накануне мы уже вкусили счастье сплава по реке с приличным уклоном и малым количеством воды. Теперь воды стало ещё меньше. Мощь напора уменьшилась, и глубина, кстати, тоже. Если накануне мы считали уровень в Урике средним, то теперь он стал ниже среднего. И судя по всему, вода будет падать еще.

Участок второго нашего сплавного дня называется среди туристов Дикий Урик. На протяжении всех десяти километров этого участка сплошная шивера из камней разного размера. Где идем на катамаране, где рядом с катамараном, потому что по-другому не то что не получается, а просто не возможно идти.

Здесь достаточное количество разбоев, где река делится на два (иногда более) рукавов. Перед разбоем приходится останавливаться и просматривать участки разбоев, с целью выяснения возможности проходов. После проведения разведки выбираем  путь по малорасходным руслам, т.к. в основных руслах крутое падение и большая скорость воды сочетались с непроходами по габаритам наших «четверок».

Что ни говори, а тесен мир туристский. Выше порога «Трехслойный»  встретили наших прошлогодних знакомых из «Саратова». Они получили разрез оболочки и поддува большого размера. У нас же тфу-тфу, пока все нормально, и шкуры наших катов держат.

К порогу «Трехслойный» мы подошли в половине шестого. Флагманский катамаран, отходя на прохождение порога от берега носом вверх по течению, из-за большого количества подводных камней не сумел перед порогом развернуться и вошел в слив кормой… Ну чуть-чуть притопило нос, ну чуть-чуть задрало корму. И вот этой самой задранной вверх кормой катамаран впечатывает в граненый «клык»... Долго на нем не держало, отпустило как-то сразу, а вот уже когда причаливали к берегу, то обнаружили, что правый борт уже по раму в воде. Что ж, друзья-туристы, рано радовались, теперь клеимся. Поддув пробит как из дробовика: пять сквозных отверстий.

4 августа 2007 года

Когда подошли к Амбортогольскому каньону, на его прохождение пошли «крутые» ребята из Кузбасса. Ну что скажешь, красиво пошли!...

Мое решение, что Амбортогольский каньон обносим, все приняли по-разному. Кто-то, молча, спрятав в себе переживание огорчения, кто-то, не особенно скрывая своей радости. Ведь мы же все разные! Я очень благодарен всем, что не было никаких уговоров-разговоров на тему: «А давайте посмотрим, а давайте подумаем…». Не идем, значит, не идем! Причин к такому решению было достаточно. Поэтому молча разбираем суда и обносим каньон. Ну, как молча? Вообще-то весело было! Чем замечателен этот обнос? На километровом подъеме набор высоты 172 м, на примерно полуторакилометровом спуске падение высоты 242 м. Не слабо! Типичная лесная тропа через сопку: глиняная раскисшая под дождем поверхность сменяется каменными плитами, за плитами лежат поваленные деревья. Все удовольствия сразу! Особенно если учесть, что за плечами тяжеленный рюкзак, в руках весло или еще что-нибудь. Какое тут может быть молчание?…

Вечером рыбаки рыбачат. Ниже Амбартогольского каньона рыбалка отменная. Мы и сами что-то наловили, и наши новые друзья из Кузбасса принесли пакет с рыбой (наверное, им так наши Лена Рыбина и Оля Семенова приглянулись, особенно после того, как «крутые ребята» узнали, что наши девочки вместе с нами одиннадцать дней рысачили двухсотсорокакилометровую пешку по Восточным Саянам). Конечно, они покрутили пальцем у виска! Да мы и не в обиде, мы и сами это знаем J

Вечером мы душевно посидели, попели. Да и гости к нам приходили и из Кузбасса и из Красноярска. Стоит отметить, что, таская в пешеходной части гитару, там мы пели всего один раз: в самый первый вечер, тогда у нас еще были силы. И время.  И все!!! Все остальное время я ругался, что мы её таскаем (просто на третий день пешки она совершенно случайно оказалась у меня в рюкзаке (ну всяко ведь бывает!), хотя изначально её местоположение было несколько иным), что она грифом цепляется за ветки, что она… Слов было много в её адрес, какие-то вслух, какие-то про себя. Особенно ей доставалось, когда мне приходилось на коленях пробираться через поваленные деревья. А главная фраза была: «Чтобы я еще раз послушал женщину и взял в пешку гитару!!!»

На воде конечно проще. Нет этой пешеходной изнуряющей гонки до девяти вечера. Здесь можно и расслабится и если есть настроение, то и попеть. Так что поем!

6 августа 2007 года

На маршрут выходим в половине десятого. Плывем не торопясь, стараясь растянуть двадцать километров на целый день. Иногда рыбачим, и не безрезультатно. Есть и рыба, есть и грибы, которые собирает неугомонный Сергей Кандауров. Правда часть из них мы выбрасываем как сомнительные. Отдать должное Сергею, он, не обижается, а идет собирать новые.

К 20:00 подходим к памятнику природы – Урикскому водопаду. Водопад впечатляет своей мощью. При подходе к нему он практически не слышен. Хотя и плывем крадучись. Звук идет не вверх по реке. Наверное, он идет просто вверх. Едва ли кого может оставит равнодушным вид падающей воды. Особенно если вся река собирается в узкое горло и обрушивается с десятиметровой высоты. Катамараны обносим по правой сухой протоке. Конечно слово «протока» к каменному желобу, по которому при высокой воде так же гремит водопад подходит едва ли. Ниже водопада небольшой музей народного туристского творчества. Не такой большой, как ниже Бурятского порога на Оке, но тоже есть на что посмотреть.

Последние дни. Спокойный и размеренный сплав. В сравнении с тем, что было в первой половине похода, так мы просто бездельники. Не это ли логичное завершение хорошего похода, в котором много чего было? И изнуряющей тяжелой работы, и острых ощущений явной опасности, и, конечно же, положительных эмоций. Поход получился, несмотря на то, что ключевое препятствие на реке при сплаве пришлось обнести. Ну не для нас «тамошних» было оно, ни для судов, ни для экипажей. С одной стороны немножко закусывает, что не пошли, с другой же стороны для меня важнее и ценнее всё же сам поход, люди в нем, как что-то единое, а не совокупность отдельных порогов при сплаве, которые могут быть пройдены и которые даже проходятся, но Похода при этом не получается. А риск… Риск должен быть всё-таки разумным. Рисковать людьми ради каких-то своих амбиций с пониманием того, что не вытянем… Это совершенно ни к чему.

Я произносил уже слова благодарности своим участникам за этот поход. Хочу их повторить со страниц замечательного альманаха «Грань». Спасибо вам! Без вас бы этого похода не было бы!