Вниз

Хабаровск - поселок Ильинка - хребет Малый Хехцир - перевал на южный склон Малого Хехцира - поселок Некрасовка - Хабаровск

5, 6, 7 января 2002 года

Участники похода

Лебедев Денис
Игумнов Павел
Монченков Володя
Можаровский Максим
Верин-Галицкий Д.В.

Снега немного, поэтому на спусках надо быть аккуратными. Верин-Галицкий Д.В. К моему сожалению, в январские походы родители не очень охотно отпускают своих детей. Оно и понятно: январские каникулы - самые холода. Хотя при нашем походном образе жизни замерзнуть может разве что лицо, а остальному мерзнуть не даёт движение. Но, привыкнув к городской жизни, человек про это забывает, мороз ниже 20-ти градусов кажется чем-то страшным. Но мы трагедии не делаем, а просто идём в поход впятером.

6 января. 8.00. Встреча на железнодорожном вокзале. Два автобуса и мы в 9.10 в поселке Ильинка. Двадцать минут пути и мы на старте лыжного стадиона Ильинского полигона Академии физкультуры и спорта. После длительного надевания лыж в 9.50 мы всё же двинулись в путь.
Идем лыжнёй примерно 4 километра, а затем уходим в сторону хребта Малый Хехцир. В 12.20 вышли к хехцирским дачам, а в 12.45 на перекрёстке ЛЭП не обозначенной на карте и просеки, по которой пойдём дальше в сторону Малого Хехцира, обедаем. По дороге к обеду, вспоминаю, что картошку не взял (и даже забыл дома её сварить и заморозить - дожился!). Что ж, пришлось варить суп из рожек, бульонных кубиков и изрядного количества зажаренных на растительном сале лука и моркови. Неплохо получилось, главное, что много жира, чего не скажешь о супах из пакетов.
“Когда-нибудь я вырасту и рюкзак станет как раз”. Игумнов Павел.14.20. Выходим с обеда. Идем по просеке траверсом вдоль северного склона малого Хехцира, да ещё и по лыжне. Температура не ниже -15 градусов. Красота!
16.25. Нахожу рядом с просекой несколько пихтовых сушин. Всё, встаём на ночевку. Распределяемся с работами на лагере: Паша и Денис - палатка, я, Максим и Вова - дрова на печку. Пока ребята пилили, а я колол, у нас развалился топор с деревянной ручкой, остался только небольшой полностью металлический туристический колун. Мы его приобрели перед ноябрьским походом и, уже тогда, он доказал, что он вещь надёжная и купили его не зря.
К костру и ужину приступаем только после того, как дрова на печку наколоты, а палатка стоит. Дежурным числится Денис, но готовлю я, а Денис и Вова на подхвате. Паша и Максим стелят в палатке, укладывают в ней наколотые дрова.
Командиру отдых тоже нужен.После ужина Паша уходит растапливать печку, но что-то у него не получается и к нему отправляется Денис. А мы с Вовой и Максимом сидим у костра. Хорошо! Луны нет, небо звёздное, мороз не душит. Вот он тот момент, которого так ждёшь в городе - полная тишина, никаких звуков и чистый морозный воздух. Вообще лесная тишина для меня самое лучшее средство восстановления сил. Главное, чтобы не душно было. Но духота будет летом, а пока зима.
20.30. Все в палатке.
21.00 - отбой. Я первый дежурный, но ребята, кажется, спать не собираются. Что ж, мне веселее. Если спать не хотят, то завтра я снова буду дежурить первым. В палатке жарко, мальчишки разделись по пояс и поснимали все лишние штаны. В печку бросаем по одной чурочке.

Хорошо идти по просеке! Но так бывает не всегда.7 января. 7.10. Дежурный Максим и его добровольный помощник Денис будят меня, вода уже кипит, надо вставать готовить. Пока ещё кулинарные способности наших мальчишек далеко не на высоте, а пусти всё на самотек - останешься голодным. Одеваюсь, собираю вещи, выхожу из палатки. Мороз не как вчера, холодно, но есть надежда, что часам к одиннадцати станет теплее.
7.50. Завтрак готов. Собираемся все около костра. После завтрака собираем рюкзаки, палатку. Однако наши сборы затягиваются из-за Вовы: то у него узел не развязывается, то что-то не влезает в рюкзак. В общем, на маршрут выходим на 15 минут позже - в 9.15.
Продолжаем движение в южном направлении по просеке и в 10.30 выползаем на перевал через Малый Хехцир. На подступах к перевалу у Вовы (опять у Вовы!) вырываются шурупы лыжных креплений. До перевала он идёт пешком, благо снег не глубокий. Чинимся уже на перевале.
10.15. Начинаем спуск. Я иду первым, и тут-то оказывается, что на лыжах под рюкзаком мы только стоим и не более того. Со сравнительно несложного спуска мы скатываемся очень долго. Мальчишки без конца падают. До обеда проходим не более 5,5-6 километров (по просеке, не особо напрягаясь на троплении лыжни!).
“Что же я ещё не положил?” Лебедев Денис.Нужный нам поворот в восточном направлении мы проскочили, по всей видимости, необходимая нам просека очень заросла и я её не заметил. В 12.30 остановившись на обед, оставляю ребят на хозяйстве, даю им контрольное время 1 час (через час обед должен быть готов, иначе дальше пойдем без обеда), а сам ухожу в поисках выхода на восток. Неподалеку от места обеда нахожу старую заросшую просеку в нужном нам направлении. По заросшим просекам или дорогам (поверьте опытному человеку) ходить сложнее, чем просто по лесу, только что по верхушкам деревьев прослеживается направление. Троплю ровно полчаса, выхожу на бугор, убеждаюсь, что иду правильно и поворачиваю назад.
К моему возвращению обед уже готов полностью. До окончания контрольного времени ещё 10 минут. Молодцы! Обедаем, но опять сборы занимают много времени, теперь копается уже Паша, не может застегнуть лыжи. Выходим только в 14.20. До конца троплённого участка идем 40 минут. У Вовы снова отрываются шурупы. Чинимся. Дальше тропить становится сложнее. Просека прослеживается только по верхушкам деревьев и, сделав шаг в сторону от просеки, теряешь её. Поэтому идти приходится по густейшему подлеску, но в "русле" просеки, т.е. вверху пусто, а внизу густо. Путь наш усложнился буграми высотой до 10-13 метров, через которые идёт просека. Ну, ничего, зато ночью крепко спать будем.
Бахилы, они как лыжи, должны быть удобными и крепкими.16.30. Нахожу место для лагеря. Дрова, лапник - всё есть, правда вокруг огромное количество кабаньих следов. Распределяю роли, они в принципе те же: Вова и Максим - дрова на печку, Денис и Паша - лапник и палатка. Я же прохожу дальше наметить завтрашний путь. Просеку мы потеряли, но, ориентируясь по карте и сопкам, определяюсь с азимутом: завтра пойдем на 45°, т.е. на северо-восток. Много времени это у меня не занимает, снега не много и тропить считаю бессмысленно. Возвращаюсь. Расчищаю место для костра, навешиваю тросик, собираю дрова на костёр. После того, как костёр остаётся только поджечь, иду колоть дрова, но огонь не зажигаю. Пока ещё светло.
18.20. Палатка стоит. Дрова наколоты и уложены в палатке. Все дружно направляемся к костру готовить ужин. Вот теперь огонь можно зажечь.
19.15. Ужин готов. Ветер, искры от костра и лимонника нет. Следует сказать, что чай из снега без заваривания в нём веточек лимонника или добавления обычной лимонной кислоты очень невкусный. Ведь снежная вода - это дистиллированная вода, а она пустая.
20.40. Все в палатке.
22.10. Почти все спят, а мне ещё почти час дежурить...

“Еще немного и буду наверху”. Можаровский Максим.8 января. Выходим в начале десятого. Не холодно, но погода портится, дует ветер и периодами идёт мелкий снег. Вершины, по которым вчера ориентировался, прослеживаются, главное для нас сейчас не изменять азимута и не терять высоты. Уклон небольшой но, если не контролировать себя, обязательно будешь сваливаться вниз. А выйти мы должны в соответствии с выбранным направлением на дорогу идущую из Некрасовки в районе перевала через Малый Хехцир. Иду первым, мальчишки позади. Иногда приходится пробираться через буреломы, но в основном стараюсь их обходить.
11.10. Вышли из леса как раз, куда я хотел. Отдыхаем, пьём чай из термоса. Теперь нам дальше только по дороге в Некрасовку примерно 11 километров. Обедать планируем на месте бывшей пасеки. Ставлю ребятам задачу: идём с троплением, на автомобильный след не выходим. Проходим от перевала 2,5 километра и обнаруживаем огромную вырубку, на которой идут работы. И это на территории Хехцирского заказника неподалёку от города! Что же человек делает со средой, в которой он сам живёт? На мои вопросы кто ведёт работы, внятного ответа от рабочих я не получаю.
Дальше вырубки идти на лыжах смысла нет: дорога ледяная, закатанная машинами. Привязываем лыжи на поводке к рюкзаку. Как-то получается, что я заметно отрываюсь от ребят и, подойдя к пасеке, успеваю приготовить место для костра, навесить тросик, принести дров. Подходит Паша, достаёт котлы, забиваем их снегом, подвешиваем над костром. Потом появляются Максим с Денисом, и последним приходит Вова. Оставляю ребят на хозяйстве, а сам ухожу погулять. Результат прогулки: притащил недавно сваленную берёзу, из которой выпиливаем чурку под топорище.
Не спеша, обедаем, затем опять под рюкзаки, последние шесть километров и мы в Некрасовке.