Хабаровск - Станция Ландыши - залив Лиман - река Улике - ручей Ольховый - Побережье Татарского пролива - река Улике - река Тара - посёлок Датта - станция Ландыши - станция Тумнин - посёлок Горячие Источники - гора Айча - станция Тумнин - Хабаровск

15 - 23 марта 2004 года

Рыбина Лена (Меридиан)
Шутов Сергей (Горизонт)
Новиков Андрей (Горизонт)
Шевцов Михаил Николаевич (Горизонт)

Игумнов Павел (1988 г.р., 15 лет)

16 марта 2004 года

По льду Татарского проливаВсё началось ранним утром. Ожидаемы почти всю ночь голос проводника раздался. Оперативно, но слегка со странным «притормозом» собираем вещи. Ровно через час, а значит ровно в 6.30 утра наша бригада добирается до долгожданной станции «Ландыши». Узнаём толщину льда реки и толщину льда береговой полосы и разочаровываемся. Не за долго до нашего приезда в этих местах побывал сильный шторм и у моря прохода нет. И всё-таки надежда умирает последней. Серо и однообразно мы продвигаемся пешком и на лыжах. Погода отвратительная – слякоть. Радует лишь одно – нашли чистую без соли воду и не слишком трухлявую сушину для дров.

Время 23.30. Моё дежурство у печки закончилось уже давно, но я решил написать о вчерашнем приключении и сегодняшнем ходовом дне.

Наш походный домИтак, начнём.

17 марта 2004 года , вторая половина дня.

Отряд начинает спуск к морю. Погода, как принято, мерзкая: влажность 100%, температура -3-5 градусов, ветер сильный, неприятный, вдобавок валит крупный мокрый снег. Ноги проваливаются по колено. Уклон горы приблизительно сорок градусов. Я промок насквозь. Мои штаны и пуховик стали мокрые от снежно водяной каши, а остальные вещи от пота. Андрей, Денис, Ксюша и я наконец добрались до максимально обрывистого склона, цепляясь за сучки и ветки своими лыжами, рюкзаками и мокрыми одеяниями. И вот нас четверо, остальные позади.

Мы стоим у обрыва и видим, как огромные густосерые волны бьются о каменные скалы, а вдали виднеется крохотная льдина. И вдруг, на мгновение, стало так страшно, будто море волнуется, а со стихией бороться бессмысленно. Мы стали замерзать, а остальных членов команды нет. Вчетвером мы приняли решение подниматься обратно, но как только себе представишь полкилометра сложного пути, то голова идёт кругом.

Вот так завалился. Игумнов ПавелКогда поднялись, рассказали об увиденном, и мне сразу вспомнились предупреждения рыбаков о том, что море открыто.

Встаём на бивак. Кто-то ставит палатку, кто-то пилит дрова. Я весь превратился в ледяную сосульку как снаружи, так и изнутри, да вдобавок дежурную по кухне сосульку. Примерно через час я покормил нашу бригаду. Скорость ветра около 25–30 метров в секунду. Тент сорвало с верёвки, костёр неуправляем.

Наконец-то мы в палатке. Сушимся. Я думал, как бы её не сорвало, вспоминая о тенте.

Утром восемнадцатого марта я с некоторым опозданием, но по графику, приготовил завтрак. Небо на редкость без единого облачка. Везуха! Да и температура, к счастью, не очень высокая. Вот примерно и всё. (Д.В. Высокая, т.е. близкая к нулю температура в зимних походах не самый лучший попутчик – одежда быстро намокает, снег липнет к лыжам.)

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОПИСАНИЕ ПОХОДА (без хронологических заметок)

Короткие минуты отдыхаИздалека уже виднелись тени рыбаков. Сразу стало ясно, что мы подходим к посёлку Дата. Скорее всего рыболовы приехали на реку Улике из Ванино да Советской Гавани, конечно без местных тоже не обошлось. На ногах у них были валенки, в руках удочки-махалки с немудрёной снастью, а в головах мысли об удачном улове.

В местном магазине взвод туристов скупил многое, наверное сделал месячную выручку продавцу, а главное, насытился. Наконец мы в рейсовом автобусе Дата–Монгохта. Ждём отъезда. Я смотрю на дорогу и вижу у входа в магазин старую дворнягу. Она занимается попрошайничеством. Эта бродяга была чёрная, крупных размеров, морда её несчастна, и, вдобавок она хромает. Вдруг случилось неизбежное – мы поехали. Доезжаем до станции Ландыши и готовим обед. В котелках оказался рис с мясом, а в костре остатки местного забора и берёзовые поленья. Окультуренные головёшки горят не хуже лесных.

Лебедев ДенисНаша команда садится в почтово-багажный поезд и едет до станции Тумнин. А дальше как в счастливой сказке – на вокзале ужинаем лапшой (Д.В. Как ведь немного надо человеку для счастья!). Время уже не детское, а местная шпана не разбегается, а наоборот, пристально наблюдает, как группа туристов стелет тент на керамо-граните станционного пола, кладёт коврики, спальные мешки, ложится спать. Вот так, при свете ламп и глаз, ожидающих не известно чего, мы засыпаем.

На следующее утро мы совершаем переход к радоновым источникам. Группа прошла двенадцать километров и при этом заработала по шестьдесят рублей. Ведь проезд на такси до горячих ключей стоит именно столько. На турбазе мы живём в доме для строителей, радуемся жизни, купаемся в источниках. А самое интересное нас ожидает завтра – в день рождения Дениса.

Со склонов пика АйчаУтром собираемся покорять пик Айча, 1100 метров над уровнем моря. Эта гора заставила потрепать нам нервы. Вечный подлип, усталость и плюс к тому ходьба без обеда наложили свой отпечаток. Там, ближе к вершине я удивлялся такой красоте и в тоже время замечал некоторые диковины. Наверное влияние климатических условий, связанных с месторасположением этих хребтов, дали необычайно живописные красоты. Кедровый стланик очень густой, зелёный, снегу не хватило сил накрыть его с головой, а уж чего-чего, но снега там много. Помимо стланика большое разнообразие мхов, лишайников, даже на курумнике (хаотичное на-громождение больших камней, как правило, на склонах гор, не покрытых растительностью) произрастает эта растительность (Д.В. Паша имеет ввиду мхи и лишайники).

К сожалению, поход завершен...И вот долгожданная вершина горы Айча, а время уже половина шестого вечера. Семейное фото и вниз по темноте. В начале десятого мы на базе. Ужинаем, принимаем ванны и очень уставшие за день ложимся спать.

Утро было очень вкусным, с кашей пирожным и киселём. Отсыпаемся, облучаемся в радоне и валяем балду. Ничего не может быть лучше, чем отдых после тяжёлого дня.

И вот я опять на вокзале в Тумнине. Мы ждём поезда и с нами опять его дожидаются местные гуляки.

P.S. Хочу выразить свою благодарность всем участникам похода. Желаю удачи!