Хабаровск – ст. Угольная – ст. Шкотово – река Стеклянуха – Шкотовское плато – перевал – ключ Горбатов – ключ Левый Горбатов – пос. Центральное – ст. Смоляниново – Хабаровск

1 – 8 ноября 2003 года

Переплятников Костя
Старжевский Сергей

Верин-Галицкий Д.В.

На станции ШкотовоВерин-Галицкий Д.В. Когда в начале сентября у меня и Степана Степановича встал вопрос: в каком направлении податься на ноябрьские школьные каникулы, – мы решили, что надо ехать в южном направлении, куда-нибудь в Приморье, там тепло. Год назад в это время мы ездили на Бираканские пещеры, там было холодно и снег. Хотя снег я и люблю, особенно когда на ногах лыжи, но сейчас хотелось уехать из своего района и даже из своего края.

Из всех наших знакомых, кто знаком с туристическими маршрутами осеннего Приморья главный специалист Плаксий Алексей Анатольевич, наш хороший друг, а ещё и когда-то школьный учитель. Река СтеклянухаЕго-то мы и пригласили к себе в гости. Он нам предложил несколько разных маршрутов, разных по сложности, по подъездам и выездам, по финансам, по эмоциональной насыщенности и напряженности. Мы выбрали маршрут, на наш взгляд наиболее для нас подходящий в районе Шкотовского плато – подъезды не дорогостоящие и не долгие, по сложности, как раньше говорили, на «Турист СССР» (сейчас так не говорят, хотя вроде бы существуют нормативы на значок и сам значок «Турист России», но никто из наших знакомых туристов их не видел), несложный и недолгий выход к людям в случае…. В экстренном случае, хотя, хотелось бы, чтобы таковых не было. В общем, на чём-то мы остановились, и Алексей Анатольевич тогда сказал, что если мы действительно пойдём туда, то не возьмём ли мы его с собой. Какой разговор, конечно возьмём.

Причудливые базальтовые берега СтеклянухиКогда мой классный руководитель (когда-то давным-давно), и первый учитель в туризме Борисова Марина Олеговна, в настоящее время учитель географии в Хабаровском Лицее информационных технологий, узнала, куда мы собрались, то сказала, что мы идём вместе. Ну, вместе так вместе! Это же здорово, когда две детские группы идут рядом. Они же друг на друга смотрят, подмечают, что лучше у соседей, а что у нас. А Алексей Анатольевич, поскольку когда-то работал в ЛИТе, соответственно, тоже идёт в группе Марины Олеговны.

Первый водопад на нашем путиНу а так как Алексей Анатольевич тем маршрутом уже ходил, то я особенно не вдавался на подготовительном этапе в изучение картографического материала. Плохо, конечно, но так получилось. Но карту себе всё же я буквально перед походом смастерил – накопировал из атласа Приморского края соответствующих листов, а склеивал их уже в поезде. И ещё я не забыл компас, по которому удобно брать азимут, он в конечном итоге нам здорово пригодился.

А это мы и второй водопадЗа четыре дня до нашего отъезда Степан Степанович сообщает мне очень печальную для меня новость (для него это уже не новость!) следующего содержания – в поход он не идёт. Накануне, это был воскресный день, он точил свой большой тяжелый гастрономический нож (летом он его берёт в водные походы строгать рамы для катамаранов) и как-то нечайно выронил из рук, а нож как-то нечайно полетел вниз режущей кромкой, и как-то нечайно попал по трём пальцам босой ноги. Перебил мягкие ткани, но сами суставы чудом остались целы. В общем, ноги теперь у него перемотаны, ходить тяжело. Ну, какой поход теперь! Ну, классно, я как-то не готов был к тому, что в этот раз пойду один, поэтому сразу как-то опешил. Но изменить ничего не изменишь, и надо принимать всё как есть. А одному ходить с детьми мне, в принципе, не привыкать. Но Степан Степанович, отдать ему должное, помог нам собрать снаряжение и приобрести продукты. Спасибо!

Горбатов ключС погодой нам повезло. Днем было многим выше нуля, а ночью ноль и чуть-чуть ниже. Только на лужах образовывались тонкие корки льда, а почва и ручьи не замерзали. Дожди если и были, то были ночью, днём же в основном было солнечно. Водопады нас, конечно, покорили, особенно девятиметровый. Когда на него смотришь сверху, то кажется, что в нём все двадцать пять метров, а когда спускаешься вниз, то он умень-шается до девяти. Но очень красиво!

В районе, в котором мы путешествовали, живут два тигра. Нам об этом сначала сказали местные егеря, а чуть позже мы несколько раз видели их следы.

Последний водопад нашего маршрута. Девять метров падающей водыВо время похода был снят фильм о нашем путешествии.

Главным итогом этого похода стало то, что мы впервые побывали в осеннем Приморье. И нам понравилось! Всё-таки здорово, когда можно продлить ещё кусочек какого-нибудь времени года. Сейчас мы продлили себе осень.

Большое Спасибо Алексею Анатольевичу Плаксию, что порекомендовал нам этот маршрут и сам пошёл с нами. Совершенно замечательно, что мы шли рядом с туристами из Лицея информационных технологий – они смотрели на нас, мы смотрели на них. И даже кое-что друг у друга увидели.

Куда пойдём следующим ноябрём пока не знаем, поживём увидим, может быть снова в Приморье, но уже по другому маршруту. Но всё-таки хочется, чтобы на водопады Стеклянухи и её притоков мы когда-нибудь вернулись вновь.