Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре - посёлок Берёзовый - река Нилан - ключ Гремячий Лог - ключ Водопадный - озеро Корбахон - перевал Дуссе-Алинь - река Курайгагна - ключ Медвежий - водопад Медвежий - река Курайгагна - река Левая Бурея - река Бурея - пос Новый Ургал - Хабаровск

15 - 31 июля 2004 года

Тимохин В.М. (Горизонт)
Шевцов М.Н. (Горизонт)

Верин-Галицкий Д.В. (Арго-Азимут)

Верин-Галицкий Д.В. Статья из журнала “Грань” (Хабаровск)

Тайга, мы и облакаК этому походу мы готовиться начали за три месяца до его начала. Пешеходно-водная комбинация способов передвижения для длительных путешествий уже никого не удивляет, но каждый, из потенциальных участников этого похода, ожидал от этой комбинации чего-то своего. Турист, который уже вкусил прелести водной стихии, как правило, без особого восторга относится к пешеходным заброскам, переходам пешком от одной реки к другой. Всё-таки вода есть вода! А здесь пешеходная часть похода – это не что-то второстепенное, воспринимаемое как необходимость, а просто первая половина похода, включающую в себе основные кульминационные моменты похода. Да пешком, да тяжело, всё водное снаряжение в рюкзаках, тропы только звериные, буреломы да кедровый стланник. Но то, что, в конце концов, мы увидели, с лихвой окупило все наши труды. Дусе Алинь это Дуссе-Алинь. Для того чтобы увидеть эти горы, эти скалы, эти озёра, эти водопады стоило идти сюда.

Озеро КорбахонРайон хребта Дуссе-Алинь труднодоступен для массового туризма, в отличие, например, от «домашней» реки Туюн, хотя бы эта река и очень интересна. Периодичность посещений этого горного массива туристами один раз в 2,5–3 года. На моей памяти в этом районе походы совершали только достаточно взрослые и опытные туристы, как зимой, так и летом. В нашей же группе, если посмотреть на года рождения участников, половина – 15-16 летние подростки, а средний возраст всех участников 22 года. Неплохо! Но сил и опыта нам хватило.

Мне не хотелось бы пересказывать хронологию похода, наверное это не очень интересно, остановлюсь лишь на своих ощущениях некоторых происходящих во время похода событий.

Ощущение первое. Болотные сапоги. По большому счёту в серьёзные классические пешеходные походы ни я, ни Михаил Николаевич Шевцов, ни Роман Стафик не ходили. Серьёзные лыжные и водные – да, а вот пешком по тайге – нет. Зачем летом ходить пешком, если есть вода?! А здесь первая часть нашего похода – это классическая «пешка» в «классических» болотных сапогах. По поводу этих самых болотников у нас было много вопросов. Но, прислушавшись к тому, что сказали опытные туристы-пешеходники (Деев В.М., Солодовник Е., Балыков Ю.А.), мы не стали проявлять самодеятельности и не проигнорировали их советов. И болотные сапоги на выходе были у всех! Может быть кому-то покажется, что говорить о болотниках лишне, но для всех, кто был в этом походе, так не кажется. Уже на третий день Роман Стафик сказал, что если ему кто-нибудь что-нибудь нехорошее скажет относительно болотников, то он пояснит непонимающему товарищу что это такое. Мало того мы им, т.е. болотным сапогам, сочинили бы песню, если бы могли, но, к сожалению, талантом таким не обладаем.

Водопад в ключе ВодопадныйОщущение второе. Настоящий водный поход. Водным наш поход стал задолго до того, как мы оттолкнули наши катамараны от берега. Ещё когда мы ждали в посёлке Берёзовом машину, начался дождь. Он не был проливным, сильным и коротким, он был нудным, моросящим и долгим. Настолько долгим, что вся первая пешеходная часть пути сразу стала пешеходно-водной, или точнее пешеходно-мокрой. Иногда дождь делал перерывы, иногда был более сильным, иногда менее. Ещё было бы полбеды, если бы вокруг было что-то видно и с ориентированием не было бы проблем, но кроме постоянной мороси идти нам пришлось в облаках. Сначала, пока мы были в районе Гремячего Лога, они ещё были где-то наверху, а вот когда вошли в ключ Водопадный, то видимость резко ухудшилась. Мы вошли в облака, и иногда становилось видно не более двадцати метров. Как только появлялись просветы, мы пытались на карте определить своё реальное местоположение. Я особо не волновался, что мы зайдём не туда. Главное что нас довезли до устья Гремячего Лога, а здесь же остаётся разобраться с притоками и сворачивать куда надо. В карту я заглядывал редко, этим больше занимался Михаил Николаевич. Мне же достаточно было в голове держать общую картину. Пока есть рядом река, её видно, а если не видно, то слышно. А выйти из своей долины?... для этого талант надо особый иметь. Но главное в этом деле чутьё и уверенность! Так что если есть чутьё, уверенность, компас и карта-километровка, то можно ходить и без GPS. Да и раньше как-то без этого прибора обходились. Хотя игрушка и неплохая. А может быть туристы разучились ориентироваться, читать и чувствовать рельеф, или перестали учиться этому?

Ощущение третье. Куда делся пучеглазый ленок? До похода много были наслышаны про пучеглазого ленка на озере Корбахон. Пришли на озеро, ленок есть, поймали с десяток (от 0,5 до 1,3 кг), но как ни разглядывали их глаза, «пучеглазости» не обнаружили. Ленки самые обыкновенные. Может быть «пучеглазость» проявляется в другое время года, например в сентябре или мае? Но ни в сентябре, ни в мае мы этого проверить не сможем.

За нашей спиной ригель озера Горное, до которого мы не дошлиОщущение четвёртое. Явно на нас кто-то сверху смотрит. В день, когда нам предстояло переваливать через Дуссе-Алинь погода уже с утра солнечная. Хоть смогли как следует рассмотреть и поснимать водопад ключа Водопадный. К часу дня поднялись на ригель с которого начинается предперевальный склон. Но прежде чем идти к перевалу надо сходить через микроперевал к озеру Горное. Перевал то к нему действительно маленький, но вот чтобы подойти к нему, надо сначала спуститься по кедровому стланику в ручей, а оттуда подняться на ригель. Озеро Горное с одной стороны окружено красивейшими скальными стенами, а с другой стороны заперто плотиной ригеля. Издалека оценили время на свой возможный путь и поняли, что его то у нас и нет. Надо переваливать, а то опять какие-то облачка подозрительные бегают прямо над нашими головами. Возвращаемся к рюкзакам, немного отдыхаем и к перевалу. Я иду первым. Сначала по каменной осыпи. Потом через стланник. А потом снова по осыпи. На стланнике мне пришлось в нескольких местах пропиливать карманной пилой-сучкорезкой (хорошая вещь, настоятельно рекомендую) проходы. А как вышли за высокий стланник, то решили, что прежде чем идти к перевалу, надо вначале подняться на гребень. По карте за ним должно быть озеро Горное. Снизу не подошли к озеру, так хоть сверху посмотрим. Не доходя до гребня метров пятьдесят, бросаю рюкзак и наверх. Так и есть. Восхитительно! Облака бегут к нам из долины Нилана, мы на их уровне. Вот она – высота птичьего полёта. Скальная стена за озером смотрится сверху несколько иначе, чем мы её видели полтора часа назад. Наверное, снизу бы это озеро и всё что его окружает, такого впечатления не произвело! Один за другим поднялись все наши ребята. Восторг в глазах абсолютно у каждого. Ну, это надо видеть, это надо пережить!

К перевалуНо, восторги восторгами, а идти к перевалу то надо. Идём траверсом, не теряя высоты, и не набирая её. В половине пятого мы на перевале. Роман быстренько разобрал тур. В нем записка Игоря Ольховского от сентября 2001 года. Три года здесь никого не было, ну кроме медведей. Вниз с перевала в нашем направлении уходит явная звериная тропа. Сомнений нет – медвежья. Спуск с перевала не сложен, двадцать минут и мы все у подножья предперевального склона. И тут закапал дождь. Опять! Суток ещё не прошло, как мы с ним простились. Но к перевалу шли, на озеро смотрели и переваливали то мы без дождя! А то, что он пошел опять, так это чтобы не расслаблялись.

Ощущение пятое. Весло – лучший друг туриста пешеходника (на наш взгляд). Все в нашей группе, кто относит себя к истинными туристам-водниками несли в руках свои пластиковые вёсла. Очень хороший альпеншток как оказалось! Как на склоне, так и при броде через реку. А когда я с рюкзаком провалился выше чем по пояс в какую-то пустоту под толстым слоем мха, то вылезти быстро, не скидывая рюкзака, из этой дыры я смог только благодаря веслу. Просто положил поперёк и опёрся на его середину, изобразил штангиста и вылез. А когда идёшь по ручью, так лучше опоры и помощника нет. Так что, товарищи пешеходники, покупайте катамаранные вёсла и ходите с ними в походы. Пригодится.

До озера Горное мы не дошли, зато посмотрели на него с верхуОщущение шестое. Кто кого напугал больше? От перевала прошли не более пятисот метров, как слышу впереди вопли, перемешивающиеся с отборной бранью. Что такое? Подходим. Не доходя до небольшого озерца в русле ручья, по которому спускались, стоят наши туристы и очень эмоционально обсуждают то, как Рома Стафик только что глаза в глаза (между ними, правда, было озеро шириной метров двенадцать) встретился с медведем. Никто его кроме Романа увидеть не успел, поскольку весьма эмоциональных воплей направляющего хватило, чтобы вверх побежали все, кто шёл следом за Ромой. Рюкзаки же тех, кто бежал вверх по ручью, остались валяться возле озера, как сбросили сами, не помнят. Сам же Рома, придя в себя, не сразу отважился спуститься за рюкзаком. Наверное, сильным было потрясение от встречи. Дальше мы шли так: я первый с ракетницей на вытянутых руках перед собой, чтобы в случае чего пальнуть вверх и испугать медведя, если он встретится, конечно. Шли очень быстро, но поскольку время было уже достаточно позднее, и дождь снова грозил начаться, то, пройдя километра полтора от места встречи с медведем, вынуждены были на мало-мальски сносном месте встать на ночёвку. Но разговоров про встречу с медведем было много не только в этот вечер, но и на протяжении всего похода.

Ключ, по которому мы спускались с перевала, в котором мы встретились с медведем, в котором любовались вторым на нашем пути водопадом мы решили назвать Перевальным. Кстати, водопад хоть и не очень высок, но красив – десять метров падающей воды разбитые на две ступени. Впечатляет.

С высоты птичьего полётаОщущение седьмое. Мощь Медвежьего водопада. Когда планировали маршрут, то к водопаду в ключе Медвежьем и озеру Медвежьему мы должны были сделать радиальный выход. Он должен был занять полный ходовой день. Однако, в Водопадном ключе мы несколько подизрасходовали свой временной лимит и силы. Поэтому решили ограничиться радиалкой только к водопаду. В этот же день нам необходимо ещё было собрать суда, чтобы утром следующего дня начать сплав. К водопаду от лагеря шли около двух часов. Опять по стланику, а местами и по болоту. Вместо того, чтобы идти вдоль Курайгагны мы потащились под склон, ну и хлебнули всех прелестей общения с суровой дальневосточной тайгой. Основное препятствие это конечно же стланник выше человеческого роста, по которому либо идти по веткам, не опускаясь на землю, либо пробираясь вдоль корней не выползая на ветки. Мы чередовали между собой оба способа. По другому никак. В ручей Медвежий мы вышли двустами метрами ниже водопада и из-за поворота его сразу не увидели, но дыхание его почувствовали. Высокая вода в ключе заставила нас буквально по кошачьи пробираться вдоль крутого левого берега по скользким камням. Но когда перед глазами предстал водопад, то он нас просто очаровал. Тридцать метров падающей воды! Да ещё и очень мощной воды! Всё-таки тот циклон, в который мы попали несколькими днями ранее, позволил нам увидеть водопады Дуссе-Алиня во всей красе. Если в белом свете светило солнце, то около чаши водопада стояла морось и дул сильнейший ветер. Откуда бы ему взяться, если вокруг всё закрыто скалами? А всё от падающей воды! Здорово!

А выбрались наверх, к линии начала падения воды, то эмоций наших стало ещё больше. Шум водопада остался где-то внизу, а перед глазами стремительно несущийся через ледяной коридор поток. И льда здесь столько, что таять ему до конца августа! И сказочной красоты горы! Одно слово – Дуссе-Алинь!

Водопад Медвежий (30 метров падающей воды)Ощущение восьмое. Биллиард. Когда на следующий день после экскурсии к Медвежьему ключу оттолкнулись от берега и поплыли, то сразу почувствовали, что речка не простая. Очень узкий коридор и очень сильное течение. И расслабляться нельзя ни на минуту – либо налетишь на камень, либо на корягу, либо на расчёску. Первые два часа сплава порадовали нас и хорошими шиверами, и несколькими проводками судов по узким коридорам, и несколькими небольшими обносами. Вчерашнее солнце ещё накануне вечером сменилось дождевым мокрым небом, и совершенно непонятно надолго ли такая погода. Мерзко, холодно и от этого совершенно никакого восторга от новой реки.

К концу второго часа нашего сплава по Курайгагне, когда по всем признакам мы уже должны были подойти к устью реки и выйти в Левую Бурею, вдруг совершенно неожиданно для нас выплываем из-за поворота и видим сидящий посреди реки на камнях катамаран Михаила Николаевича. И течение как-то ускорилось, и прохода между камнями как-то не видать. Пока мы пытались разглядеть, между какими камнями нам пролезть, нас точно так же бортом накидывает на камень. Очень приятно! Тем более, что совершенно непонятно в какую сторону лучше нам стягивать судно. Кругом огромные валуны, между которыми прохода, в который мог бы пролезть наш катамаран нет. Однако юность мужает в борьбе и каким-то чудом, прыгая по катамарану, по камням, иногда проваливаясь по пояс в ледяную воду, перевалив одну гондолу через камень, из этой ловушки мы вышли. Несколько скользящих ударов по камням и мы снова прочно сидим на камне.

На верхней площадке Медвежьего водопадаВ какой-то момент я посмотрел вниз по реке. Да, такого каменного огорода, да ещё по которому надо как-то проплыть, не говоря уже о том, что это надо сделать нам и никому другому, я никогда не видел. А перепад метров пятнадцать на километр точно есть. И как мы этого на карте не увидели. Вчера, когда смотрели карту выход из Курайгагны увиделся очень пологим. А тут такой «дерибас»! И это только начало шиверы. До ближайшего поворота в зоне видимости километр точно, а сколько ещё она продлится за поворотом? Да, ребята, это не туюнские «троечные» препятствия. Это несколько круче. Ещё если учесть, что нас не четверо, а шестеро на катамаране.

Один раз нас так впечатало, что продолину, которую прижало к камню чуть не сломало. Хорошо, что рама нашего катамарана была сделана из сырой лиственницы, только это её и спасло! Ещё не хватало, чтобы наше судно развалилось посредине шиверы! Несколько раз меня на моём левом носу по пояс погружало в воду, и я уже мысленно простился с камерой, упаковка с которой стояла перед моими коленями. Брызги, да и сильнейшие обливания моя упаковка держит хорошо, а вот чтобы подолгу находиться под водой, так этого на своей видеокамере я ещё не испытывал. Наверное, время пришло.

По КурайгагнеКидало не только катамаран, но и нас по катамарану. Благо все молодые, цепкие и с хорошей реакцией. Как вёсла не потопили, это чудо какое-то! Наверное, все прирождённые водники, которые могут цепко держатся не только за своё весло, но и за раму своего катамарана. В общем, преодоление этой шиверы несколько напоминало движение биллиардного шара по биллиардному столу – от камня к камню, от удара к удару. Уже потом, после того как всё закончилось, Роман сказал, что с кормы очень чётко было видно, что мы плывём не туда, куда пытаемся поворачивать наш катамаран, а туда, куда направит нас очередной удар о камень.

В конце шиверы было конечно место, где порулить, блеснуть умением управлять катамаран, и валы были хорошие, но это было хоть и здорово, но уже не то. Это было уже слишком привычным, по сравнению с тем, что пришлось испытать в верхних трёх четвертях этой длиннющей шиверы. Хоть книжку пиши. Ну, если не книжку, то хороший сюжет для неё. Жалко, что никто нас не снял. Оба катамарана мужественно боролись за живучесть. Когда же вышли в Левую Бурею, а Курайгагна заканчивается именно этим препятствием, то оказалось, что ноги вот-вот сейчас отвалятся, во всяком случае у меня. Хорошо, что я ко всему прочему ещё и старый турист-лыжник, и как греть ноги меня учить не надо – обнявшись с ближайшим деревом, я махал ногами так, что они сначала готовы были отвалиться, а только потом я почувствовал приток крови к пальцам.

Экипаж: Верин-Галицкий Д.В., Долженко Ксения, Быков Артём, Монченков Вова, Игумнов Павел, Стафик РоманПройдя от устья ещё с полтора километра, нашли неплохое место и решили, что на этот день приключений хватит. А через час закончился дождь, и выглянуло солнце.

Каких-то сведений о прохождении на гребных судах реки Курайгагна у нас нет. Поэтому у нас есть полное основание считать прохождение этой реки от ключа Перевального до её устья как первопрохождение, и шивере мы тоже имеем право дать своё имя. Пусть она называется Нижней. А камера моя не промокла, упаковка выдержала.

Ощущение девятое. Спасательным жилетом пренебрегать нельзя. В тот день мы должны были подойти к посёлку Шахтинский. Наш штурман Михаил Николаевич утром сказал, что карта ему говорит о том, что до посёлка около двадцати километров. К обеду будем в посёлке. А некоторые члены нашей группы слово посёлок сразу изменили на слово магазин и… В общем притомили.

Поход законченК двенадцати часам мы уже подустали от гребли и двое не самых сознательных наших гребца (Роман и Ксения) завалились спать. Подходя к одному из поворотов, вдалеке, несколько ниже самого поворота я увидел небольшие белые барашки. Ну, камушки и камушки, ничего особенного, сколько их уже было?! Но когда мы оказались уже в пятнадцати метрах от этих «камушков», то я уже вблизи увидел, что впереди слив, а за ним белой пены не видать, и это самое неприятное. Значит, это водопадный слив и нас несёт прямо на него. Командую: «Вправо, вправо». Пытаемся перебить струю, но уж очень короткое расстояние, сильная струя, очень широкий слив, груженый катамаран, и не шесть вёсел, а только четыре. В общем, не вытянули, свалились вниз. Перед тем как свалиться вниз успели развернуть катамаран носом вниз. Но как только свалились в пенный котёл, нас кинуло носом влево, да так, что меня кинуло на раму между гондол, как раз между первой и второй поперечинами. Хорошо, что колени в посадке были закреплены, иначе вылетел бы. Лежу и чувствую, что подниматься не стоит, моим левым бортом нас тащит под слив, причем тащит уверенно, и если я поднимусь, то нас просто сможет перевернуть, чего очень не хотелось бы. Пытаюсь воткнуть весло в воду поймать нижнюю струю, и даже поймал, нас ещё немного подержало и выпустило из котла. Вряд ли помогло моё весло, уж очень слабы были мои лежачие потуги. А вот Вова Монченков (в простонародье Вован, моя диагональ, правый борт, корма), как рассказывал Михаил Николаевич, наблюдавший за этой сценой со стороны, сумел вывеситься и дотянуться до прямой сильной струи. И так держал, что нас не только не перевернуло (Вован был противовесом), но и выпустило из этого пенного котла.

Домой!!!А котел этот был очень даже не маленький: четырёх с половиной метровый катамаран в нём уместился, и ещё два таких катамарана уместилось бы. А высота слива ну, наверное, чуть меньше метра.

Это всё ладно, это так – предисловие. Главной кульминацией этого события стало следующее.

Когда я как потерпевший орал «Вправо, вправо!», Рома Стафик проснулся, протёр глаза и схватил весло. Схватил он его тогда, когда мы уже падали по сливу вниз, а так как он сидел, когда спал не на своём месте, а на правой гондоле посредине вместо Артёма (Артём же вместо Ромы рулил на левой корме), то в момент падения и поворота катамарана влево, его выкинуло за борт вправо. Если мне удалось схватиться за раму, то ему хвататься было не за что, и он просто улетел в воду. И уже из воды с веслом в руках наблюдал за всем, что происходило с нами.

Уже после, когда Рома делился впечатлениями от случившегося, он сказал, что в который раз убеждается в том, что нельзя пренебрегать спасательным жилетом, какой бы не казалась простой река. Так что товарищи туристы-водники и им сочувствующие, не искушайте судьбу, не относитесь прохладно к своему спасательному жилету!

До половины третьего мы гребли без отдыха в надежде приплыть в Шахтинский, но утренний прогноз нашего штурмана никак не вязался с теми километрами, которые мы уже проплыли. Хватит, надо вставать на обед. И только через час после выхода с обеда мы приплыли в Шахтинск. Но магазин оказался закрыт…