Поход на Бираканские пещеры

Ключникова Юля, 10 класс

Всё началось ещё 4 ноября. Это был день сборов.  А уже 5 ноября мы (часть «Арго») в 15:30 уехали на поезде до Биракана. Оставшаяся часть «Арго» и весь клуб «Горизонт» ехали в 17.00.

Как только мы сели в поезд, мальчики тут же проголодались. Поэтому они, достав все свои продукты, начали жадно их поглощать. Съев всё, что у них было, они начали беситься. Конечно, без нас это не могло пройти. Это были бои без правил. Пустые, пластиковые  бутылки  летали  из стороны  в сторону. Люди,  сидевшие в соседних купе, с нетерпением ждали того момента, когда мы выйдем. Но мы ехали далеко,  поэтому избавиться от нас они смогли не скоро.

Приехав в Биракан в девять вечера, мы ещё больше двух часов мёрзли в ожидании приезда остальных. Когда они приехали, мы очень тепло (насколько это было возможно) их встретили, точнее, обрадовались, думая, что скоро мы поедем на место. Но на часах уже 12, а КАМАЗа все нет. Тогда наши руководители стали готовиться к ночевке в крохотном зале ожидания, и УРА! Приехал грузовик. Засыпающие дети сразу же проснулись и со скоростью спринтеров на олимпийских играх побежали с огромными (ранее не подъемными) рюкзаками к КАМАЗУ. Из него, как-то странно пошатываясь, вышел водитель и начал помогать нам, залезть в кузов. Мы ехали, ощущая все ямы и кочки дороги, поэтому все пытавшиеся заснуть, так и не смогли этого сделать.

Приехав на место, мы сначала ощупали себя и свои вещи (вдруг что- то по дороге потеряли). Потом мы подняли головы и увидели сказочно красивое звездное небо. Было настолько много созвездий, что нельзя было увидеть ни Малую, ни Большую медведицы. Очень романтично: лес, чистый воздух, звездное небо.

Все хорошо если бы не температура воздуха. Было очень холодно и, постояв немного, мы замерзли. Чтобы согреться, нас, т.е. девочек клуба «Арго», отправили к костру Биробиджанского клуба, который приехал еще в понедельник и успел обустроиться. Пока мы грелись и кипятили воду, наши мальчишки ставили палатки и рубили дрова.

Часа в 4 ночи мы легли спать. Но в палатке было настолько холодно, что все спали в одежде, мало того печка в нашей красной палатке сильно дымила.

Поэтому следующее утро мы еле-еле согрелись и отдышались от гари. Позавтракав, мы пошли в первую на нашем пути пещеру Старый Медведь (позже у нас были  предложения переименовать её в: Три поросёнка; Два слона и 38 попугаев). Чтобы спуститься  в пещеру, нам предстояло подняться  на сопку высотой 50 м. Спуск в пещеру был не очень сложный, но только каменистый и скользкий. И я умудрилась прокатиться на 5-ой точке и порвать штаны.

Попав в первый зал, мы ничего интересного не увидели, кроме всяких там сосулек (сталактитов и сталагмитов) и ледяного пола. Для того чтобы попасть в следующий зал надо было пролезть через узкий, грязный шкурник. Все девчонки, включая меня, боялись застрять в нем. Но к счастью так и не застряли. Спустившись во второй зал через Васины руки, мы увидели много интересного - летучих мышей и интересных камней.

Пошатались немного и обратно опять через узкий шкурник к свету. Снова боязнь застрять. И, наверное, из-за нее Даша забралась наверх с необычайной быстротой. Но так лезли не все. Например, Саша очень долго не могла вылезти наверх, но все-таки выбралась. И я тоже чуть не застряла, потому что слушала не совсем подходящие советы Миши Ким.

Итак, все выбрались, пересчитались, сфотографировались. Ну, что? Назад? К палатке? Конечно!!! Пришли и сразу же засобирались в путь на другое более подходящее место для ночевки. Пока готовились к выходу, начали готовить обед. Если честно, дома я бы никогда, ни за что не стала, есть эту еду, (я имею в виду почти всю готовящуюся в походе еду). Но я была не дома, поэтому ела! Как говорится  «Голодному и опята мясо».

После обеда мы надели вновь потяжелевшие рюкзаки и отправились в дорогу. Дойдя до места, все начали обустраивать жильё. Туристы (обыкновенные школьники,  ставшие ими на несколько дней) натаскали лапника, наносили веток и стали пилить дрова. Причём напилить чурки хотели именно девочки, наверное, для того, чтобы доказать что мы не слабый пол.
Потемнело, наступил вечер. После ужина, стали собираться спать. Благодаря Степану Степановичу, который прочистил трубу печки, мы спали не только в тепле, но и без дыма. Хорошо!!! Тепло! Почти как дома!!!

Утром было хуже. Самое ужасное - это выбраться из тепла палатки на холод. Позавтракав, несколько человек, в их числе была и я, пошли приводить себя в порядок, то есть умываться ледяной водой. (А я им предлагал нагреть воды. Не захотели! Д.В.)

После этого отряд юных спелеологов отправился в пещеру Искателей. Дойдя до неё, мы увидели, что нам предстоял спуск по почти отвесному шкурнику. В Искателях нам понравилось больше, потому что было масса всяких маленьких и узких шкурников. Когда мы вылезли оттуда, все были такие "чистые", что даже свиньи, навалявшиеся в грязи, не сравнились бы с нами.

Пока мы ждали когда из пещеры выползут все участники похода, чтобы хоть  как-то скоротать время дети, выросшие из детского возраста и давно не считающие себя таковыми, пытались  уронить в снег Степана Степановича и Дмитрия Вячеславовича, но из-за разной весовой и возрастной категории выходило как раз наоборот.

Мне досталось меньше всех, т.к. при падении, я тут же накидывала огромный капюшон, прятала голову в куртку и закрывалась руками. Поэтому после снежных ванн, все стали чище.

На обратную дорогу времени потребовалось в два раза меньше. «Голодный волк сильнее сытой собаки» (пословица).
Пришли, поели и за работу. После ужина, опять сели у костра, слушая песни под гитару. Наслушавшись песен и устав пить чай «каркадэ», все начали расходиться по палаткам и ложиться спать. В красной палатке как обычно, народ после полученных впечатлений не мог долго уснуть.

Дошло до того, что разозлили Степана Степановича и тут же вспомнили его слова: «Не будите во мне зверя» - но было слишком поздно. Успокаивающие силовые приёмы показали на нас без нашего на то согласия. Немного погодя Степан Степанович спросил:

- Вы знаете, что такое «танец смерти»?

- Нет. Покажите, - чуть ли не в один голос сказали до безобразия любопытные я и Даша.

- Что серьёзно хотите? - как бы отговаривали нас.

- Да, - решительно сообщили мы уже всей палаткой.

- Хорошо.

С этими словами он и Вася с разных концов палатки пошли по нашим бёдрам и животам, ни в чём не повинным. Ощущения незабываемые, если учесть, что мы не так давно поели. После такого экзотического массажа, все очень долго ругали меня и Дашу за желание увидеть этот танец.

Утро. Опять вставать, одеваться и идти на холодную улицу. Позавтракав, мы пошли ещё в две пещеры, находящиеся недалеко друг от друга.

Мы шли без Степана Степановича и Дмитрия Вячеславовича. Идя такой весёлой компанией, с нашим личным «Иваном Сусаниным» (Васей), не мудрено было заблудиться. Дошли до пещеры Гребешковой только, благодаря  тому, что нас нашёл Степан Степанович. В Гребешковой пещере было просто не интересно, ходов мало и всего зал один. Единственное что как-то заинтересовало меня, так это шкурник. Потому что пришлось подниматься наверх, и я не знала, куда поставить ногу. Подумала, что застряну и останусь здесь навсегда, я ещё больше испугалась. Но мне повезло, Серёжа, оказавшийся сзади меня, подтолкнул меня, и я добралась до второй спасительницы Даши, благодаря ей я выбралась наружу. Выбравшись, мы отправились за новыми впечатлениями.

Но на  пещере  Обломной нас ждал облом. Глубина вертикального спуска в пещеру была как семиэтажный дом, а у нас не было снаряжения. Жаль, но что поделаешь. Слазили туда только Степан Степанович и Вася. Все остальные, позавидовав, пошли обратно. На некоторых, пребывание  в горах,  оказало влияние. Так Миша, Гоша и Артём бежали с горы и при этом играли в джипы, периодически падали и кричали, что они «забуксовали». Все остальные дошли без приключений.  В этот день я и Даша готовили обед. Мы думали, что у нас ничего не выйдет, поэтому очень старательно готовили рыбный суп и разогревали хлеб. В этом нам все пытались помочь и помогали. Спасибо всем особенно Лере и Лене! Супчик оценили на славу. Но для некоторых людей, добавлявших в суп хлеб, он оказался кашей. После обеда,  как обычно работа: заготовка дров. В этот раз мы напилили сверх нормы. Поэтому тут же собрались отогреваться в палатке, но расхотели. И опять дружной компанией сели у костра, делясь впечатлениями прошедшего дня и помогая дежурным с ужином. Вечером, поев и отдохнув, пошли греться. Погрелись очень хорошо, т.к. мы девочки красной палатки дрались против мальчиков. Судьёй был Степан Степанович, когда он понял, что мы начнём обижаться друг на друга, тут же разнял нас. Отдышавшись, побрели слушать песни у костра. Но это продолжалось не долго. Народ пошёл драться. Дрались девочки против мальчиков и Степана Степановича. Победу одержал мужской пол (можно было не сомневаться!). Потом пошли спать. В этот вечер были побиты Степан Степанович, Денис и  Женя, не дававшие в течение часа некому заснуть.

А утром наступило утро - самое тяжелое за весь поход. Очень рано встали, собрались и в путь 32 км.
Я, идя с Дашей по скользкой дороге, поскользнулась и чуть не упала. Но не упала, а Даша на всякий случай сказала.

- Держи руку.

- Руку, - уже повысив голос, сказала моя спутница.

- Да не надо мне.

При  моих словах Даша поскальзывается и падает на дорогу, сверху на неё падает 10 кг рюкзак. Как только я ей помогла встать, она на меня накричала.

Весь оставшийся путь мы вспоминали этот случай с улыбкой на лице.   После пройдённых 10 км нас догнали КАМАЗ и автобус,  с другими туристами. Наша компания рассыпалась по автобусу и кузову КАМАЗА. Высадили нас по нашей просьбе за 4 км до станции Биракан в каком-то лесочке. Дождались вечера, собрались и пошли. Немного подремав в зале ожидания, отправились к платформе. За две минуты мы успели всей толпой залезть в вагон. Ехали все очень уставшие, поэтому надоесть кому-нибудь из соседей не удалось. Все тут же заснули кто, где: кто на третьей полке, кто на коленях  у соседа. Приехали в Хабаровск в 6.40 утра и тут же домой: поесть, отоспаться, помыться.