Поход на Бираканские пещеры

Демчук Даша, 10 класс

Это был мой первый настоящий поход. Цель нашего похода - пещеры , находящиеся в районе посёлка Биракан - Старый медведь, Гребешковая, Обломная  и  Искателей. Итак, пятого ноября в половине четвёртого, наш туристический клуб «Арго» собрался у пригородных касс железнодорожного вокзала. Первыми пришли наши руководители - Степан Степанович и Дмитрий Вячеславович. Потом стали подтягиваться и мы с огромными рюкзаками. Дмитрий Вячеславович взял с собой видеокамеру и гитару. С нами ехали туристы клуба «Горизонт», но их поезд был позже. Дождавшись всех наших (16 человек), мы отыскали наш вагон. В поезде познакомились поближе и сдружились.

Дружно пообедав, опустошили все запасы воды. Уже через 10-15 минут пассажиры поняли, что поспать или хотя бы, просто тихо доехать у них вряд ли получится. В вагоне кричали, дрались и кидались пустыми пластиковыми бутылками. (А я то грешным делом думал, что у нас самые хорошие и примерные дети. Но в этот раз их действительно приходилось периодически приводить в чувство. Д.В.) Пассажиры ждали, когда же наконец мы покинем вагон, но это произошло не скоро.

В Биракан приехали в 19 часов и в зале ожидания грелись, общались с «местным» и ждали остальных, надеясь на прибытие КАМАЗа  (только он мог доставить к пещерам), и КАМАЗ приехал. Водитель, как - то странно пошатываясь (причину мы не уточняли), сел за руль и повез всех по ужасно холмистой дороге. Нас мотало из стороны в сторону и все, кто хотел спать, сразу же перехотели. И вот, наконец, наша толпа стоит у подножья сопки,  высота которой более шестидесяти метров. На вершине этой сопки находится первая пещера нашего исследования - Старый медведь. Над нами раскинулось очень красивое звёздное небо, и наша компания пыталась разглядеть созвездия. Кто-то увидел Большую медведицу, кто-то Малую, а некоторые умудрились опознать созвездие Стрельца. Казалось звёзды были так близко, что протянув руки, можно было их достать. Но нас ждала работа: разбить лагерь. Неподалёку от нас расположились туристы из Биробиджана. Напоив нас чаем, они стали дружно всем помогать. Мы кое-как поставили палатки, накололи дров и растопили печки. Спать легли в четыре часа ночи.  Первая ночь показалась холодной, т. к. спали без лапника. Даже Степан Степанович первый раз спал в палатке с печкой и в обуви. Печка ужасно дымила,  и  поначалу нечем было дышать. Мы дежурили ночью по часу каждый. Все встали в восемь часов утра, а один «самый умный» человек проспал до десяти, да ещё и Юлю заставил топить печку, чтобы ему не замёрзнуть в палатке. Догадайтесь, кто это был? Конечно, Степан Степанович.

После завтрака, отправились в пещеру Старый медведь. Там увидели два зала: один большой, другой поменьше и один очень узкий шкурник (проход), в котором все боялись застрять. В пещере мы осмотрели очень красивые стены и потолок с летучими мышами. Спустившись в лагерь, собрали все вещи и отправились дальше. Остановились в очень удобном месте: вокруг лапник, сухие дрова, недалеко до ручья и три остальные пещеры близко. Поставили палатки, напихали в них лапник, накололи дрова и растопили печки. Осмотрели всё вокруг, поужинали и в 12.00 легли спать. Просушились и согрелись в тёплой палатке. Место дежурного было в ногах Степана Степановича, и он сказал чесать ему пятки для хорошего сна. Сначала никто не мог уснуть, и Степан Степанович с Васей поинтересовались, не показать ли присутствующим «танец смерти». Никто не знал, что  это  такое  и  все согласились. Если говорить мягко, то Степан Степанович и Вася  прошлись по полусонным туристам, наступая на все, что попадалось под ноги: ощущения были не из приятных! Рюкзаки с необходимыми утром вещами замёрзли и после завтрака все ринулись оттаивать зубную пасту. Привели себя в порядок и отправились во вторую пещеру - пещеру Искателей. Вертикальный спуск около 3 - 4 метров и мы в пещере. Грязно, узкие шкурники и лужи. Некоторые даже не решились спускаться в пещеру, увидев ужасно грязные юных спелеологов, выбиравшихся обратно! Пришли в лагерь к обеду, посидели у костра, послушали легенды Степана Степановича о всяких «белых спелеологах» и разошлись по палаткам. Легли спать, но печка опять стала дымить, и мы с девчонками стали будить Степана Степановича, но он был в бронепоезде, и нам пришлось его щипать и вытаскивать из спальника. И тут он преспокойно встаёт, делает печку,  и в следующую минуту в нас полетели те самые дрова, которые мы накололи днём. Началась драка. Несмотря на то, что все бесились, я завалилась спать. Что было потом не помню, только наутро я была такая «помятая», как будто стадо слонов прошлось по нашей палатке.

На другой день пошли сразу в две пещеры - Гребешковую и Обломную. Веселой компанией не заблудиться мы просто не могли и ушли совсем в другую сторону. Нас нашёл Степан Степанович и довел до Гребешковой. В ней все набрали камней, якобы святящихся после 2-х часового кипения в солёной воде. Это оказалось очередным приколом Степана Степановича (они так и не засветились). (А ты их варить то пробовала? Д.В.)

Потом мы  пошли к пещере Обломной, но нас ждал большой-большой  облом: без обвязок в этой пещере делать было нечего. Вернувшись, до позднего вечера ждали туристический клуб «Горизонт». Появились только двое, остальные не могли найти дорогу. Через 30-40 минут нарисовались остальные. Посидели с ними у костра, попели «Арго» и другие песни, побили Васю и залезли в палатку. Надо спать, завтра топать 32 километра.

Это была последняя тёплая ночь на природе. Чтобы на утро нас разбудить в 7 часов, кто-то накрыл трубу печки кружкой, дым пошёл в палатку, все стали кашлять и просыпаться. Позавтракали и пошли.  После прохождения восьми километров нас догнали другие туристы. Они ехали в КАМАЗе и автобусе. Нас подбросили почти до станции. Что мы только не делали до наступления вечера: ели, пели, пили, бегали, чтобы согреться и просто сидели у костра. Около 14 часов мы собрались и быстро пошли, т. к. было очень холодно. Впереди всех несся Степан Степанович, а в конце шел Дмитрий Вячеславович.

Опять знакомая станция Биракан, все тот же зал ожидания с неудобными сидушками  и тепло. Поговорили о всём походе, подтянулись туристы «Горизонта» и в 1.15 появился поезд. В поезде нам места хватило. Кто-то залез на самые верхние полки, кто-то сел на своего соседа, но всё пытались заснуть. Поезд остановился и все  «наши» и не наши стали собираться, обуваться и выходить из вагона. Приехали в Хабаровск в 6.40 утра! Первые слова некоторых были: «Хочу домой», - другие говорили: «Хочу обратно», - третьи просто стояли наверное, ещё не проснувшись. Одних встречали родители, другие побежали ловить такси, третьи тихо потопали на остановку! И через 30-40 минут - все дома!