Вниз

Верин-Галицкий Д.В.
Романова Т.П.
Авлуков В.А

С 5 по 10 августа 2002 года состоялось путешествие большой группы туристов по реке Анюй. В состав этой группы входило 15 японских туристов из города Мусасимо и 24 российских туриста из славного города Хабаровска. Разновозрастный состав как японской, так и российской части группы не помешал установить теплые дружественные отношения. Огорчило только одно - поход оказался слишком коротким. Но по окончании похода общение новых российских и японских друзей не закончилось. Еще почти двое суток наши гости жили в семьях своих русских друзей, гуляли вместе и вместе добирались до аэропорта.

Ну а теперь всё по порядку.

После мягкой посадкиД.В.Верин-Галицкий. По плану 4-го числа должна была улететь большая часть русских взрослых и все русские дети (члены клуба “Арго”). В 9 утра собрались в клубе, однако облачность низкая и авиакомпания “Восток” даёт отбой. Мы, конечно же, огорчены, расходимся по домам. Японцы должны прилететь в понедельник в 16 часов, а во вторник в сопровождении В.А.Авлукова, Т.П.Романовой и переводчика А.В.Дианова вторым вертолётом должны прилететь к нам. Мы же к этому времени должны собрать все катамараны (а их семь штук!). Так что двое суток на сборы не получится. Если в понедельник улетим, то на сборы будут всего сутки. А в понедельник не улетим, то полетим двумя вертолётами все вместе и, тогда, собирать суда будем ночью.

Просто Анюй...Понедельник, 5 августа. Небо опять затянуто. Но есть у меня какое-то чувство, что эта облачность к обеду, а может и к одиннадцати часам разойдётся. Так и получилось. В одиннадцать уже светило солнце, а по небу плыли высокие кучевые облака. Авиакомпания даёт добро на 16 часов. Вроде бы всё уже собрано, но как всегда что-нибудь да найдётся не доделанное.

Все наши экипажи - международные!В половине третьего мы уже в аэропорту, ждем посадки. При досмотре при нас ничего недозволенного обнаружено не было, но вот снять на видео сам момент посадки в вертолёт нам не разрешили. Побоялись, наверное, что передадим плёнку врагам. Ну, чтож, их право.
Сам полёт занял один час двадцать минут. Интересно, только очень шумно, а иногда и жутковато. Весь наш детский сад, включая меня, на вертолёте летел первый раз, поэтому интересовало всё: и то что внутри, и то, что за бортом. А с той стороны иллюминатора сначала была долина Амура со всеми его притоками и протоками, а затем сопки Сихоте-Алиня: и покрытые лесом, и те, на которых лес поднимется очень не скоро. Пожары безжалостно съедают огромное количество тайги.

Егерьский кордонКак проводили вертолёт, сразу распределяемся по работам. Нас двадцать человек, из которых девять взрослых. Я, много лет занимаясь детским туризмом, честно говоря, уже отвык от такого. И как-то быстро всё делается: и дрова собираются, и палатки ставятся, и есть готовится. Но за своим детским садом слежу конечно же сам. Есть и сачки, которым надо по несколько раз говорить, напоминать о том что надо делать именно сейчас. Но именно сейчас некоторым из них почему-то хочется забрасывать спининг. Точно детский сад. Сам же я занимаюсь сборкой рам катамаранов. Сначала раскладываю все имеющиеся в наличии трубы и жерди (у нас уже есть двухметровые готовые жерди, мы их привезли с предыдущего похода по Тырме): на поперечины всех катамаранов хватает, нужны лишь продолины, да и то не на все катамараны. И не хватает жердей примерно на половину вёсел. Даю команду чего сколько надо, а дальше лесорубами уже распоряжается Степан Степанович...
В общем благодаря идее Степана Степановича забрать с Тырмы весь “лес”, который можно забрать в поезд, здесь к ужину, то есть всего за четыре часа после прилёта, мы собрали все семь рам.

А вокруг сопки Сихоте-Алиня!Вторник, 6 августа. Просыпаюсь в семь часов, выхожу из палатки и поднимаю народ. Подхожу к костру - в одной из больших кастрюль с десяток добрых ленков. Кто и когда успел их поймать. Ну когда понятно, когда мы спали. Кто? В принципе тоже ясно: Игорь Степанович Дузенко. Но как оказалось троих поймали наши мальчишки: Максим Можаровский, Юра Петренко и Сергей Билык. Правда ещё ночью я им объявил, о том, что будут наказаны, мытьём внешней стороны всех наших варочных котлов. Поскольку в четыре часа, выходя из палатки на рыбалку, вопили прямо у меня над головой. (Просто их палатка стояла рядом с нашей со Степном Степановичем, а молча ничего делать они не могут).

Что для нас норма, то для японцев экзотикаВ качестве “поварих” у нас две девочки со студенческого клуба “Горизонт”: Кузьминова Юля и Корнияш Оксана. Они как бы уже выросли из детского возраста и со своей почётной миссией кажется справляются. Весь сознательный народ ещё до завтрака принимается за работу. Сейчас самое главное это суда и создание комфорта на лагере. Со стороны наблюдаю за Хмелёвым Максимом и Сашей Сиплевым: сколько в них положительной энергии! С Саньком в походе мы в первый раз, а вот с Максимом два года назад, когда он ещё учился в школе, мы прошли хорошую лыжную “тройку” по Баджальскому хребту.

И это ещё мы не все!К часу дня практически все катамараны собраны. Опять идём на полиэтиленовых поддувах! Сейчас японцы прилетят и увидят на чём они поплывут. Им плохо станет. Но вот и вертолёт!

Да, японцы меня не впечатлили, детский сад ещё инфантильней нашего. Их пятнадцать, четверо взрослых, остальные дети от двенадцати до двадцати лет, две трети из которых девочки. “Адмирал” (В.А.Авлуков) кажется доволен тем, что мы сделали менее чем за сутки, наверное это хороший знак. Командование “кухней” принимает Татьяна Павловна Романова. Ну всё, есть теперь будем как в ресторане!

Около половины третьего всё готово к торжественному обеду и открытию нашего мероприятия. На обед борщ. Пока борщ остывает, каждый встаёт и произносит несколько слов о себе. Основной соединяющий нас канал - это Андрей Дианов, переводчик. Японцы вставляют русские слова и словосочетания, наши вставляют японские, Санёк Сиплевой, Максим Хмелёв и Степан Степанович всех поражают своими могучими знаниями японского. К слову: Степан Степанович в поход по Тырме брал с собой разговорник и учил слова и фразы. Я же - деревня, говорю только на языке предков. В цивилизованный мир меня выпускать нельзя

После обеда Степан Степанович, Виктор Александрович, командир японцев Takekawa Shuji и переводчик распределяют по палаткам японцев и наших с учётом того, кто у кого дома будет гостить.

После обеда командиры решают сделать баню, благо для её оборудования у нас всё есть. Командует на ней Степан Степанович, вместе с ним Максим и Санёк. Я же опять ковыряюсь возле своего катамарана. Смущают поддувы, которые не держат воздух. Поэтому занимаюсь “национальным видом спорта”: вытаскиваю поддувы из оболочек накачиваю, ищу дыры, если нахожу, то заклеиваю их, сдуваю, опять вставляю, надуваю и... снова вытаскиваю. До каких пор мы будем ходить на полиэтилене? Когда у нас появятся нормальные поддувы?! Вот оболочки есть хорошие, а преодолеть “поддувный” круг пока не можем.

Ну а вечером после ужина песни и танцы народов мира. И мы показали гостям на что способны и они представили нам себя.

Среда, 7 августа. Туман, моросит дождь, но надо плыть. Сроки, от них никуда не деться. Часам к девяти сильная морось прекращается. Жить вроде бы можно. У меня на катамаране полностью всё, что имеет отношение к кухне: котлы, посуда, топоры, пилы, таган, что-то из расходных продуктов, “поварихи” Юля и Оксана, а также Василий Авлуков. Загружены дальше некуда.

В начале одиннадцатого вроде бы всё готово, проверяем рации - работают. Но не плывём из-за сущего пустяка: у Макса на катамаране штуцер не держит воздух. Степан Степанович и сам Максим, а так же “адмирал” прикладывают все усилия, чтобы исправить ситуацию. Сорок минут работы и мы плывём.

Плывём. Наш “кухонный” катамаран без японцев, поэтому идём первыми. Дождь вроде бы прекратился, но солнце не появляется. Водичка несёт хорошо. Однако, буквально через сорок минут сплава по рации поступает команда, что бы я искал место для обеда, с катамараном Макса надо срочно что-то делать. Идут на подкачке, причём количество входящего воздуха меньше чем выходящего.

Чалимся. Быстро разбираем кухонное добро, и пока собираются дрова, пока Татьяна Павловна со своими помощницами готовят обед, со Степаном Степановичем, Максимом и Саньком собираем новый поддув, благо запас полиэтилена у нас есть. Начинается дождь, и этот дождь усиливается. Обедаем уже под проливным, но зато под тентом. Татьяна Павловна в очередной раз нас покорила своим мастерством.

После обеда идём час, не более, и, найдя классную большую косу, встаём на ночёвку. Дождь закончился как мы выходили с обеда. Буквально через двадцать минут после выхода, мне по рации поступает сообщение: у одной из японок клещ впился прямо в веко. Как он бедолага туда попал, не понятно. Чалимся. Нахожу нитку. Но на вытаскивании мне пришлось поработать. И место не самое удобное и клещ уже хорошо впился. Но всё обошлось, клеща вытащил. Хорошо что девочка не совсем себе представляла, что это такое. И ведь август месяц!... Быстро снимаем вещи с катамаранов и ставим лагерь. Степан Степанович первым делом берётся за пилу, за бензопилу (маленькая такая, почти игрушечная, но для таких походов вещь абсолютно незаменимая). И как пошёл крошить все окрестные заломы!... Татьяна Павловна не даёт помереть голодной смертью, перекусываем чем бог послал. И посылка эта хорошая. А ужин, ужин ожидается очень не скоро, в планах курица на шпажках жаренная над углями. Наверное сама бы Татьяна Павловна меня бы поправила, но я назвал это так.

Пока готовится ужин, ремонтируем со Степаном Степановичем поддувы адмиральского катамарана. Начало ужина затянулось. Но было забавно наблюдать и со стороны, и изнутри самого процесса, как весьма солидные люди, и русские, и японские, в полной темноте, японскими веерами раздували угли под куриными ногами. Все дети и японские, и русские ужинали в половине одиннадцатого, а все взрослые в половине двенадцатого. А после ужина хватило сил ещё и петь.

Четверг, 8 августа. Надо сказать, что курица действительно получилась вкусная, но, когда я утром увидел её внешний вид, то понял, что желающих её сейчас есть не появится. Так и случилось, поэтому после завтрака, собрав оставшиеся куски в пакетик, положил к себе в мешок с посудой. Сборы прошли спокойно, вышли на воду в половине одиннадцатого. Погода вроде бы улучшается. Что ж, будем ждать солнце. В этом районе Анюй проходит по самому интересному в горном отношении району: район наивысшей точки Сихоте-Алиня горы Тардоки-Яни (2077 м). И в одном месте мы её увидели.

Я стою в коленной посадке на левом носу. Вася Авлуков сидит по диагонали от меня на правой корме. И тут я замечаю, что одной из причин того, что наш катамаран периодически кидает из стороны в сторону является то, что Вася иногда забывает, что надо грести, и, опустив весло, крутит головой по сторонам. Второй причиной нашего верчения оказалась Юля, она сидит параллельно мне на правом носу, но почему-то не как положено, а почти около Васи. Результат: правая гондола задрала нос и мы крутимся влево, то есть вокруг меня. В общем всех поругал, навёл порядок, но ровнее плыть мы не стали. Что ж, тренируйтесь Дмитрий Вячеславович, вы любите управлять катамараном с носа!

Место для обеда облюбовали на правом берегу около хорошой тайменьей ямы. Второй причиной выбора этого места стал большой залом. Кто же будет отказываться от большого количества дров? Мы быстро снимаем практически всё, что имеет отношение к кухне с нашего катамарана, однако “адмиралу” место не понравилось, а на противоположном берегу, наоборот, приглянулось. У меня нет слов! Собираем всё кухонное добро обратно и переправляемся. Место здесь действительно классное! Горы дров нет, но если постараться, то собрать их можно, что мы очень быстро и сделали.

На обед Татьяна Павловна готовит суп с фрикадельками. Обалдеть! Но это по времени часа на три, не меньше. Можно чем нибудь заняться. Кто играет в бадминтон, кто пускает летающую тарелку, кто смотрит на воду, кто просто спит, а несколько наших японских друзей помогают Татьяне Павловне и поварихам Оксане и Юле катать шарики из мясного фарша. Да, уважаемый читатель, вы можете задать вопрос: мясо, курица, как? В термосах. Японцев же рожками с тушенкой кормить не будешь!

Максу Хмелёву и Саньку Сиплевому не сидится на месте. Достали бензопилу и пошли готовить “лавки” для торжественного обеда. Хотя можно вполне обойтись и без них. Но ребята они такие, что всё время стараються сделать так, чтобы было удобно и комфортно, и не только им самим, но и всем окружающим. Молодцы.

Обед действительно был классным. Супец получился...

После обеда идём больше чем до него. Пройдено за день примерно 20 км. Если учесть, что накануне прошли не более 15-ти, а всего весь наш маршрут около 85-ти км, то сколько же мы должны проплыть завтра? Но командует “адмиралу”, а мы лишь бессловестные “негры” (шутка). На ночёвку останавливаемся на левом берегу, коса классная: ровная, большая. Не буду хвалить нас всех, на ком лежит организация лагеря, мы очень хорошие. Скажу лишь, что лагерь мы сделали классный.

Поздним вечером, когда пели песли около костра, вдруг слышым: "Таймень!" Народ как ветром сдуло от костра, действительно, Игорь Степанович вытащил хорошего тайменя килограмм на двенадцать. Японский начальник ему засунул палец в рот, так чуть тот палец там не остался.

Пятница, 9 августа. Главное впечатление от этого дня: гребём, гребём и гребём. Бедные наши японцы! Чтобы не скучать, играем в догонялки: мой катамаран, Санька Сиплевого катамаран и Макса Хмелёва катамаран. Догоням, обливаем, убегаем. Капитаны остальных экипажей слишком взрослые, с ними не поиграешь. Утром Вася нашёл у родителей надувные шарики. Разобрали их по катамаранам. Каждый у себя их закрепил где смог. Так кто-то, или Макс или Санёк, догадались устроить охоту за шариками с других катов. В общем всё это вылилось в потасовки на сцепившихся бортами судах, выброшенных за борт противниках, а не выброшенные были просто сверху донизу мокрые, а у меня “защитный тотем” - рация, привязанная к спасжилету, но мокрый я тоже был, просто рацию приходилось всё время спасать и прикрывать. Хорошо повеселились.

Около семи остановились на перекус, потому что грести ещё и грести, а время уже ужина, да и просто устали. Короче говоря: кино и немцы! После перекуса снова гребём. Сегодня мы должны финишировать. Но финиша не получилось. В двадцать минут десятого на узкой береговой полосе встали на ночёвку. “Догребать” будем утром. Вот на этом-то лагере и пришлось всем нашим старым опытным туристам себя проявить, ну и конечно же Санёк и Макс, просто молодцы. Песни в этот вечер мы не пели, было как-то не до них, устали. После ужина все быстро быстро расползлись по палаткам.

Ещё когда ужинали, мне и Саньку Макс сообщил, что приспустил одну гондолу катамарана Игоря Степановича. Макс давно положил на него глаз. У всех катамараны спускают воздух, а у Степановича - нет. Во всех катамаранах поддувы полиэтиленовые, а у Степановича настоящие, из классного материала, да ещё и не самодельные. Он этот катамаран взял напрокат у своих друзей. А когда я последний со Степановичем уходили от костра спать, то он увидел, что один борт наполовину сдут. Первая реплика Игоря Степановича: “Катамаран пробили, гады! Елозили по камням!” Я его успокаиваю, мол, Игорь, может пробка неплотная, может ещё что, и воообще утром посмотрим. Мало я его этим утешил, ведь катамаран то чужой и его надо будет отдавать!

Поход закончен.Суббота, 10 августа. Утром Выхожу из палатки, Игорь уже стоит возле катамарана с тоской смотрит на него и чешет то место, где у него в молодости (десять лет назад) была борода. И опять та же фраза: “Катамаран пробили, гады! Елозили по камням!” Что потом. Снимаю на видео кино в котором задаю Саньку вопросы про Игоря Степановича и его катамаран, задаю вопросы самому Игорю Степановичу. Интересно, однако, получилось. Приходите к нам в клуб, посмотрите! Напоминаем наш адрес: Хабаровск, ул. Комсомольская, 118, Детский клуб “Арго”.

“Догребать” утром пришлось не много, буквально 15 минут. Но то, что мы встали накануне, там где втали, а не на месте финиша, это хорошо, потому что там где мы разбирали суда ставить палатки было просто негде, да и дорога рядом, по которой гоняют машины. Хотя, по большому счёту, место нашей ночёвки было безобразным: за ночь поднялась бы вода на 20 см и мы бы “поплыли”. А такое в этом году у нас со Степаном степановичем на Тырме буквально месяц до этого уже было. Ничего хорошего! А сколько прекрасных мест для организации ночёвки мы проплыли мимо!

В половине одиннадцатого подошли автобусы (пять “Газелей” и грузовик с крытым кузовом для снаряжения. Последние фото и видеокадры на фоне Анюя и через пять часов мы дома. Мы дома, японцы у нас в гостях. Взрослые - в гостях в гостиннице, а юные - на двое суток у наших детей.

Воскресенье, 11 августа. В сопровождении Степана Степановича, Макса и всех наших детей юные японские друзья гуляли по городу, точнее по центральным его улицам.

На хабаровском утёсеПонедельник, 12 августа. 11.30. Все собрались в здании международного терминала Хабаровского аэропорта. Накануне Степан Степанович меня попросил в аэропорт привезти гитару, чтобы мы смогли на прощанье спеть нашим гостям наш гимн: “Арго! Да пошлёт нам небо путь с луной и звёздами...”. Уж больно эта песня нашим гостям понравилась, особенно припев. Они даже пытались учить во время похода слова. Сделали. Спели. Надо сказать хорошо получилось. При этом я подарил им видеокассету с фильмом про поход. А когда пришло время посадки, то стало как-то немножко грустно. Ведь только несколько дней прожили вместе, а в чём-то стали как родные.

Вот, к сожалению, закончился ещё один наш поход.