КРАЕВОЙ ТУРИСТКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ

ДЕТСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ «АРГО»

 

  

 

 

 

ОТЧЕТ

 

о водном походе второй категории сложности по маршруту
Хабаровск – ст. Сулук – р. Эгоно – р. Сулук – р. Амгунь – 
пос. Берёзовый –
 Хабаровск

сроки: с 10 по 20 июля 2003 года

 

 

 

 

Руководитель группы:
Верин-Галицкий Д.В.
Адрес руководителя:
Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 87, кв. 12
тел. 30-55-14

 

 

  

Маршрутно-квалификационная комиссия Краевого туристско-спортивного  союза
рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю

 

 

 

ХАБАРОВСК
2003


 


Справочные сведения о походе

 

Общие сведения о походе

 

1.      Проводящая организация: Центр внешкольной работы «Радуга талантов», детский туристический клуб «АРГО»

2.      Информационная карта похода

Вид
туризма

Категория
сложности

Протяженность активной части

Продолжительность (дни)

Сроки

Общая

На
маршруте

Водный

Вторая

220 км

11

9

10.07 –
20.07.2003

3.      Район путешествия: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, Солнечный район.

4.      Основная нитка маршрута:

Хабаровск – ст. Сулук – р. Эгоно – р. Сулук – р. Амгунь – пос. Берёзовый – Хабаровск

5.      Тип судов: 4-х местные катамараны – 3 шт.

6.      Количество участников: 12 человек

7.      Уровень воды: выше среднего


Состав группы

 

Фамилия, имя, отчество,

Год рождения

Обязанности в группе

Место работы, учёбы

Адрес, телефон

Туристский опыт

1.      

Верин-Галицкий Дмитрий Вячеславович

1970

руководитель

МОУ «Математический Лицей», учитель

Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 87, кв. 12
тел. 30-55-14

IV – участие

IIII – руководство

2.      

Чугуевский Степан Степанович

1970

заместитель руководителя

МОУ «Математический Лицей», учитель

Хабаровск, пер. Призывной, д. 3, кв.36
тел. 21-45-22

IV – участие

IIII – руководство

3.      

Дорофеева Елена Вениаминовна

1942

врач

Клиника семейной медицины, врач

Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 83, кв. 29

«Турист России»

4.      

Авлуков Василий

1986

капитан судна

МОУ СОШ № 12, 11 кл

Хабаровск, ул. Ленина, д. 38 «а», кв. 69

IIII
участие

5.      

Монченков Владимир

1988

костровой

МОУ СОШ № 4, 10 кл

Хабаровск, ул. Красина, д.5, кв.1

III – участие

6.      

Игумнов Павел

1988

реммастер

МОУ СОШ № 4, 10 кл

Хабаровск, ул. Шмидта, д. 7, кв. 14,
31-77-20

III – участие

7.      

Сергеев Семён

1986

корреспондент

МОУ «Математический Лицей», 11 кл

Хабаровск, ул. Уборевича, д. 58 «а», кв. 77,
73-04-28

III – участие

8.      

Демчук Дарья

1987

метеоролог

МОУ «Математический Лицей», 11 кл

Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 101, кв. 34, 36-29-59

I– участие

9.      

Ключникова Юля

1987

помощник врача

МОУ «Математический Лицей», 11 кл

Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 8, кв. 160, 22-27-55

I– участие

10.  

Шевцова Екатерина

1988

организатор досуга

СОШ посёлка Берёзовый,
10 кл

Хабаровский край, Солнечный район, посёлок Берёзовый

«Турист России»

11.  

Шамрин Никита

1990

помощник метеоролога

МОУ «Математический Лицей», 8 кл

Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 110, кв. 62,
30-57-73

«Турист России»

12.  

Ананьев Владимир

1990

помощник кострового

МОУ СОШ № 30, 8 кл

Хабаровск, ул. Шеронова, д. 3, кв. 81,
23-36-30

«Турист России»


Организация и проведение похода

 

Общая смысловая идея похода

 

Мысль о путешествии по реке Амгунь возникла у руководителя похода спонтанно в начале июня 2003 года, т.е. месяцем раньше самого похода, когда стало очевидно, что в планируемый поход на Кодарский хребет, который вынашивался в течение года, по разным причинам не пойти. Оценивая предполагаемый маршрут и саму реку на карте, было решено, что идти можно. Поинтересовались у знакомых туристов, сказали, что кто-то когда-то там сплавлялся. Сказали, что есть заломы. Ну, куда без этого, река то таёжная. Но зато есть несомненный плюс для походов с детьми: участок Амгуни от посёлка Сулук до посёлка Берёзовый, где мы должны  будем проплыть, проходит вдоль железной дороги (БАМ, восточный участок), трижды пересекая её. Конечно же, не вплотную к ней, это было бы совершенно не кстати, но рядом, значит всегда есть возможность быстрого выхода к людям.

Еще очень хотелось оказаться летом в том районе, куда часто ходим зимой. Ведь реки, которые текут с Баджальского хребта, впадают в Амгунь именно там, где мы должны будем проплыть.

 

Варианты подъездов и отъездов

 

От Хабаровска до Комсомольска‑на‑Амуре можно добраться на поезде Владивосток–Советская Гавань. Из Хабаровска он отходит в половине восьмого утра, а в Комсомольск приходит в 18.00. В 20.10 из Комсомольска отходит поезд Комсомольск‑на‑Амуре–Тында, который в 6.10 утра делает остановку на станции Сулук.

Выезд с маршрута от станции Постышево (пос. Берёзовый) до Комсомольска на тындинском поезде, он отправляется в 4.10 ночи. От Комсомольска до Хабаровска – на поезде Совгавань–Владивосток. Промежуток между поездами полтора часа.

 

 

Аварийные выходы с маршрута

 

Так как маршрут проходит вдоль железной дороги, трижды её пересекая, и максимальное удаление реки от железной дороги не превышает пяти километров, следовательно, и аварийный выход к людям не представляет никаких трудностей. Однако, в экстренной ситуации следует выходить к железной дороге либо в районе железнодорожных мостов (мосты охраняемые, стоит воинский караул), либо в районе станций Герби, Джамку, Амгунь. Здесь путешественникам реально окажут помощь.

 


График движения

 

Дата

Дни пути

Участок пути

Протяженность, км

Общее время в пути, ч

Ходовое время, ч

Характер пути,
Препятствия на участке

Метеорологические условия

10.07

1

Хабаровск – КомсомольскСулук

22

поезд

Дождь, +16…+18ºС

11.07

2

Станция Сулук, река Эгоно

2

Строительство судов

Переменная облачность, с утра дождь, после 14.00 – солнце, +18…+23ºС

12.07

3

Река Эгоно – река Сулук – река Амгунь

27

5

4

Заломы, прижимы, разбои

С утра солнечно, после полудня переменная облачность, с-в ветер, вечером дождь
+18…+22ºС

13.07

4

Река Амгунь

40

8

6

Заломы, прижимы, разбои

Переменная облачность, с-в ветер 10 м/с, +18…+22ºС

14.07

5

Река Амгунь

48

10

7

Заломы, прижимы, разбои

Переменная облачность, с-в ветер 8 м/с, +18…+22ºС

15.07

6

днёвка

­–

Ясно, с-в ветер 3 м/с, +17…+27ºС

16.07

7

Река Амгунь

46

10

7

Заломы, прижимы, разбои

Ясно, с-в ветер 3 м/с, +16…+28ºС

17.07

8

Река Амгунь

39

9

6,5

Заломы, прижимы, разбои

Ясно, ю-з ветер 3 м/с, +17…+27ºС

18.07

9

днёвка

­–

Ясно, з ветер 4 м/с, +18…+29ºС

19.07

10

Река Амгунь

38

7,5

5,5

Заломы, прижимы, разбои

Переменная облачность, ю-з ветер 3 м/с, +17…+25ºС

20.07

11

Пос. Берёзовый –

Комсомольск –

Хабаровск

поезд

Переменная облачность, ю-з ветер 3 м/с, +17…+27ºС

 


Техническое описание прохождения маршрута

 

10 июля 2003 года

От Хабаровска до Комсомольска добираемся на поезде Владивосток – Советская Гавань. Этот поезд из Хабаровска выходит в половине восьмого утра, не очень удобно, во-первых, рано, во-вторых, целый день в поезде. Зато есть неоспоримое преимущество именно этого поезда – в Комсомольск он приходит в 18.00, а в 20.10 из Комсомольска отходит поезд на Тынду, это единственный поезд из Комсомольска на запад по БАМу. До посёлка Сулук можно добраться только на нём.

В Комсомольске покупаем необходимый для похода хлеб. В поезд садимся при начинающемся дожде. Сразу пробираемся  в последнее «купе». Вместе с нами в одном вагоне едет группа туристов из Комсомольска. Группа смешанная – детско-взрослая. Будут сплавляться от посёлка Амгунь до Берёзового. Сроки те же что и у нас, значит, возвращаться будем вместе. Но уже через час пути  все их взрослые уже изрядно приняли «на грудь».

 

11 июля 2003 года

В 6.00 выходим на станции Сулук. Практически сразу начинается дождь. Примерно сорок минут уходит на поиск выхода к реке. Вода в Эгоно очень высокая и все тропы к ней затоплены. Причём затоплены так, что пройти по ним весьма проблематично. Однако с помощью местных жителей находим мало-мальски удобное место, и уже в семь часов мы встали на лагерь. Причём встали на около реки, а около протоки, протекающей через карьер. Вода в ней рыжая, но то, что она выходит в Эгоно, это бесспорно. Уж больно сильное в ней течение. Главное, чтобы на выходе не было залома. Дорога, на которой стоим, на другом берегу протоки уходит в лес.

Дождя с утра идёт периодами, то ослабевая, то усиливаясь, и около 11-ти часов прекращается. В 14 часов уже во всю светит солнце.

К обеду один катамаран полностью собран и накачан. После обеда Степан Степанович проводит тренировку на воде. При этом ребята обследуют дорогу на противоположном берегу. Она идёт через лес около двухсот пятидесяти метров и выходит к реке. Завтра будем проносить суда   и снаряжение по ней к нормальной воде.

К вечеру все суда собраны.

 

12 июля 2003 года

Вода в протоке за ночь упала примерно на пол метра.

В половине одиннадцатого переправляем суда со снаряжением на противоположный берег протоки и выходим к воде. Увязываем снаряжение на судах и в 11.45 отплываем от берега. Река очень узкая, много проток, основное русло читается, но надо быть предельно внимательным. Первым идёт катамаран Дмитрия Вячеславовича, дистанцию выдерживаем около 100 метров. По берегам заломы.

Буквально через десять минут после отхода флагманский катамаран, чтобы не попасть в залом левого берега, придерживаясь правого берега, всё же вынужден экстренно чалиться,   так как проход вдоль правого берега не более ширины катамарана и надо контролировать прохождение остальных судов. На самом деле говорить о том, что это именно берег нельзя – кругом сплошные острова и разбои, одного русла нет. Около часу дня, выйдя в реку Сулук и пройдя разрушенный мост, встаём на обед.

Обед продолжается около двух часов. Облачность переменная – по небу с Охотского моря плывут кучевые облака, периодически заслоняя собой солнце.

Послеобеденный сплав проходит относительно спокойно. Сначала Сулук, а после семнадцати часов и Амгунь, расслабляться не дают. Река каждые триста метров меняет направление, много проток, заломов. Но сплошных заломов нет, по основному руслу аккуратно, но пройти можно.

Около девятнадцати часов примерно в пяти километрах ниже устья реки Могды встаём на ночёвку. Сильный дождь начался, как только катамараны коснулись берега, и продолжался около двух часов. Однако за это время мы заготовили и нарубили дрова, приготовили ужин. Палатки же ставили уже после дождя.

За день пройдено 27 км.

 

13 июля 2003 года

Сплав начинаем в двенадцать часов. Что-то с завтраком и сборами затянули. С самого утра дует сильный северо-восточный ветер, небо закрывает сплошная облачность. Пытаемся разглядеть Баджальский хребет, однако он полностью закрыт облаками, только тёмная серая полоса ниже облаков намекает на большие горы, да иногда вдалеке появляется та или иная вершина и практически сразу исчезает в облаках.

 Ветер не то, что утомляет, он просто изматывает. Где течение реки несколько слабее приходиться не просто грести, а грести сильно, чтобы катамаран не относило назад. И так целый день. Солнце вроде бы иногда и ярко светит, но абсолютно не греет.

Характер реки на этом участке практически не изменился, хотя разбоев стало несколько меньше, чем их было в первый сплавной день. Левый берег высокий и скалистый, правый – низкий и пойменный.

На ночёвку останавливаемся в районе посёлка Герби в 19.50. (Практически все посёлки на БАМе стоят около железной дороги, но не около реки.) По предположению Степана Степановича здесь должна быть рыба. Но рыбы не оказалось…

За день пройдено 40 км.

 

14 июля 2003 года

Ветер дует по-прежнему и, похоже, стихать не собирается. По ощущениям – ну прямо осень. Катамараны в десять часов отталкиваем с явным неудовольствием. Перспектива повторения вчерашнего дня никого не радует. Горло болит уже у многих участников, Семён Сергеев и разговаривать совсем уже не может. Но куда деваться, надо плыть. На завтра планируем днёвку, может и с погодой повезёт, отогреемся.

При подходе к одному из поворотов увидели пенный вал. Подходим. Ну, почти порог! Однако валы прямые примерно по 70 сантиметров, без пульсации и по центру струи. Длина этой дорожки валов около двухсот метров. Ничего особенного, зато хоть немного покачало.


 

В 17.00 проходим под железнодорожным мостом. Это первый мост на нашем пути. А примерно в полутора километрах от него вниз по Амгуни должно быть устье реки Баджал. Это саамы большой приток Амгуни на нашем маршруте, но как мы не пытались его увидеть, так и проплыли не увидев. Наваждение какое-то! Может быть, если бы не высокая вода, то устье было бы более явным.

Место для лагеря находим в начале восьмого. От встречного ветра и от постоянной гребли все безумно устали. Немного опережаем заявленный график, поэтому днёвку решаем делать завтра.

За день пройдено 48 км.

 

 15 июля 2003 года

Днёвка. Кажется, что природа пожалела нас за труды предыдущих дней. С утра тихо, ветра почти нет. Высыпаемся, из палаток выползаем в десятом часу.

Что делаем в течение дня? Отдыхаем, хотя вода и холодная, но всё равно купаемся, лечим простуженные горла, пишем в дневник свои сочинения. Рыба так и не ловится, хотя ловить не просто пробовали, а пробовали ловить.

После обеда ветер несколько усилился, но, однако это было не то, что было накануне.

 

16 июля 2003 года

Планировали проснуться в семь, однако проснулись в девять, а вышли в одиннадцать. Погода хорошая и смены её на плохую, не предвидеться. По берегам и на островах огромное количество заломов. Надо быть очень внимательным, чтобы гондолы катамаранов остались целыми. Так как иногда приходится проходить к ним вплотную, так как река представляет из себя большое количество разбоев, и их глубина и ширина оставляют желать лучшего, а наиболее подходящая для движения струя часто оказывается именно около них.

В 13.00 на обеденный отдых останавливаемся за вторым мостом на нашем маршруте, чуть выше устья реки Темга (левый приток). Погода располагает к тому, чтобы залезть в воду, но отважных находится немного.

После обеденного отдыха  плывём по реке, которая местами принимает вид равнинной реки. Горы где-то вдалеке, река широкая, но течение и уклон чувствуются.

В начале шестого прошли под третьим мостом на нашем маршруте. Он находится несколькими километрами ниже устья ещё одного левого притока Амгуни – реки Мерек.


В начале седьмого на одном из островов останавливаемся на ночёвку. Место на первый взгляд не самое лучшее, но дальше плыть в этот день нам смысла нет – график обгонять нам ни к чему. Берег песчаный, но абсолютно плоский. Чувствуется, что вода ушла с пляжа буквально два дня назад. Подъёма не ожидается, но катамараны вытаскиваем повыше и привязываем к кустам тальника.

За день пройдено 46 км.

 

17 июля 2003 года

Снова просыпаемся в девять, причём просыпаемся от того, что в палатку нещадно светит солнце и уже очень жарко. Выходим в одиннадцать.

В 13.30 встречаем местных рыбаков и узнаём, что до Посёлка Амгунь около десяти километров. Надо плыть, на обед остановимся около посёлка.

14.20 Увидели домик на левом берегу. Подходим – насосная станция, протока узкая, встаём на правом берегу, напротив насосной.

Пока готовится обед, Верин-Галицкий Д.В. и Авлуков Василий уходят на «разведку» в посёлок. Цель – местный магазин.

16.20    Обед по возвращении «разведки» из посёлка.

Выходим на маршрут в 17.00.

Река по-прежнему течёт в разбоях, идём плотно, но так, чтобы была возможность для манёвра.

К восьми часам ищем место для ночёвки. Главное требование: отсутствие травы, продуваемость, высота относительно воды, дрова. На одном мысу остановились, не то, ищем дальше.

20.05  Встаём на острове, который завален одним сплошным заломом. Длина острова залома – 300 метров, ширина – 200 метров.

За день пройдено 39 км.

 

18 июля 2003 года

Днёвка. До посёлка Берёзовый осталось около сорока километров, это расстояние накануне общим советом было решено пройти в один день, а в этот день устроить днёвку.  Если девятнадцатого выйдем в девять утра, то самое позднее в семнадцать часов будем в Берёзовом. Если будет солнце, то сможем высушиться до вечера, а если его не будет, а, допустим будет дождь, то ничего мы высушить не сможем итак, хотя бы и пришли в три дня!

Торопиться некуда, поэтому поднимаемся весьма законно в девять. Причём вставать приходиться в основном оттого, что в палатке жарко и душно.

Главным событием этого дня стало такое событие: Паша Игумнов поймал весьма внушительного ленка, который был раза в полтора раза больше размерами того, которого поймал Степан Степанович несколькими днями раньше. Чуть позже Вася Авлуков тоже поймал рыбу – хариуса, который схватил блесну размером с себя самого. Больше в этот день, как ни пытались, что-либо поймать, мы ничего не поймали.

После обеденной ухи пытаемся спать, но не у всех получается.

 

19 июля 2003 года

Встаём в семь утра.

Выйти планировали в девять утра, но вышли в половине одиннадцатого. Причина: «криво» накачанный поддув одного катамарана. Дело в том, что поддувы этого катамарана двухсекционные с перемычкой посредине, но мы об этом не знали. Эти поддувы нам дали в на поход наши друзья с клуба «Горизонт», и мы о перемычке ничего не знали. Когда этот катамаран накачивали при сборке, то ребята это делали с носа и кормы одновременно. В течение похода перемычка никак не проявляла себя. Если катамаран и приспускали, то накачивали именно с той стороны, откуда спускали. А накануне, чтобы гондолы не взорвались их приспустили, причем на левой гондоле это было сделано через кормовой клапан. А накачивать утром стали с носа. Вот и получилась эта гондола кривой. Пока разобрались, потеряли полтора часа.

Сегодня нам нужно пройти по нашим подсчётам около тридцати пяти километров. Рано приплывать в Берёзовый нам смысла нет. На поезд успеем итак, а конфликты с местными нам совершенно ни к чему.

Практически сразу после выхода на одном из разбоев уходим в протоку, которая кажется основным руслом, но оказалось это не совсем так. Пришлось порулить. Дистанцию держим не более двухсот метров. Среди этих островов не то что потеряться можно, но попасть в такую протоку, которая может быть закрыта на выходе сплошным заломом, или в ней может оказаться резкий поворот со струёй бьющей под залом. А этого нам не надо.

В начале второго встаём на большой косе левого берега на обед – последний обед этого похода. Солнце светит хоть и через облачную дымку, но всё равно жарко. Расстилаем тенты, мокрые от ночной росы для просушки, утром они высохнуть не успели. Зачем их мокрыми везти в Хабаровск, если можно просушить сейчас?

Примерно в половине третьего отваливаем от берега. Странно, столько проплыли, а заломов меньше не стало. Наоборот их мощь и размах местами просто впечатляет. Заломов много на берегах, но особенно мощные они на островах, оно и понятно – струя бьет в верхнюю часть острова  и разрывается на два рукава, в большую воду именно сюда направлена основная сила воды. Русло реки непрерывно изменяется, оно как бы блуждает из одной стороны в другую, смывая одни берега и намывая другие. А смытые берега – это смытый лес, который должен доплыть до устья Амгуни, попасть в Амур  и выплыть в Татарский пролив. Но это очень длинный путь, а река очень извилиста. И находят эти плывущие стволы себе пристанище на берегах и островах.

По нашим прикидкам в Берёзовый мы должны были приплыть часам к шести, а оказались там в половине пятого. Хорошо, что на берегу плескались дети и взрослые дядьки «отдыхали», вечер то субботний! А то бы проплыли мимо, явных признаков цивилизации с воды не было видно совершенно, за исключением спускавшейся к воде дороги. Но как узнали потом, далее было ещё несколько таких съездов.


После того, как катамараны были разобраны и разложены для просушки, Верин-Галицкий Д.В. и Авлуков Василий отправились на станцию Постышево: надо было выяснить, когда работает касса и когда поезд. Выяснили.

Когда ужин был уже почти готов, мы чуть не обалдели: к нам подошли наши друзья и родители Васи Авлукова – Татьяна Павловна Романова и Авлуков Виктор Александрович. Оказалось, что дома им скучно было сидеть, они отправились на своём микроавтобусе к друзьям в Комсомольск, а как там погостили, то им захотелось прокатиться до Берёзового встретить нас. В общем после всех наших восклицаний и ужина они уехали забрав с собой несколько самых больших наших рюкзаков, Чугуевского С.С. и своего сына Васю.

Мы же к половине двенадцатого ночи вышли на вокзал, где нам пришлось хлопать глазами до четырёх утра.

За день пройдено 38 км.

 

20 июля 2003 года

Ничего особенного, кроме того, что поезд, в котором мы должны были ехать из Комсомольска до Хабаровска, задержался на два часа и известия, что Виктор Александрович в дороге пробил колесо своей Делики, не произошло. Из Комсомольска сообщили домой, что, возможно, мы задержимся на несколько часов, но наш поезд в Хабаровск пришёл позже всего на двадцать минут.

 

 

 

Интересные объекты на маршруте

 

На наш взгляд самым интересным из увиденного нами была не тронутая пожарами тайга на протяжении двухсот сорока пройденных нами километров и огромные заломы.

 

 

 

Итоги путешествия, выводы и рекомендации

 

Река Амгунь на пройденном нашей группой участке от посёлка Сулук до посёлка Берёзовый – редко посещаемая река хабаровскими туристами, несмотря на непродолжительные и простые подъезды. Причина этой непопулярности в следующем: отсутствие спортивной составляющей (нет порогов, шивер) и большое количество заломов. Возможно, последнее, играет определяющую роль в непосещении этой реки, Хотя при воде выше среднего уровня совершать походы второй категории по этому маршруту можно, но экипажи катамаранов должны иметь опыт качественного управления спортивным судном, владеть элементами слаломной техники. На каждом судне капитаном должен быть взрослый опытный турист, способный в неординарной ситуации принимать решения. Суда на маршруте должны соблюдать дистанцию, не терять друг друга из вида. Несоблюдение последней рекомендации может привести к тому, что экипажи могут растерять друг друга в огромном количестве разбоев.

По окончании маршрута у руководителя появилось желание продолжить изучение реки Амгунь и пройти её от Берёзового до устья и финишировать в Николаевске‑на‑Амуре. Это вполне по силам нашей группе. Вопрос только в финансировании выезда с конечной точки маршрута. Но если этот вопрос удастся решить, то подобное путешествие вполне возможно.

 

 


Дополнительные сведения о походе

 

Смета расходов

 

Проезд:

 

маршрут поезда

Цена (руб)

кол-во человек

Сумма (руб)

Хабаровск – Комсомольск

250

12

3000

КомсомольскСулук

280

12

3360

Постышево – Комсомольск

150

12

1800

Комсомольск – Хабаровск

250

12

3000

Итого:

11160


Питание:

 

Стоимость питания на
1 человек/день (руб)

кол-во человек

количество дней

Итого (руб)

100

12

10

12000

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая смета похода:                   23160 рублей          (на одного человека 1930 рублей)

 

 


 

Hosted by uCoz